Дошкольное воспитание
Библиотека
Номер посвящен 300-летию г. Екатеринбурга
История города в истории страны
Екатеринбург – современный мегаполис (Орлов А.В., глава Екатеринбурга).
Вызовы времени
Развитие сферы дошкольного образования на основе ресурсов сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и высшего образования (Минюрова С.А., д-р психол. наук, профессор, Шевченко К.В., начальник Департамента Администрации г. Екатеринбурга).
Обзор многолетнего взаимодействия Уральского государственного педагогического университета и образовательных организаций Екатеринбурга, реализующих программы дошкольного образования по внедрению современных научных исследований в области дошкольного детства в практику работы.
Программы и технологии
Научно-методическое сопровождение педагогов и руководителей ДОО. Векторы развития и новые форматы (Бывшева М.В., канд. пед. наук, Ведерникова Н.Н., начальник отдела Департамента образования администрации, г. Екатеринбург).
Архитектура и форматы взаимодействия субъектов методической деятельности системы дошкольного образования г. Екатеринбурга. Систематизированный опыт Ассоциации педагогов дошкольного образования как общественно-методического объединения, обеспечивающего развитие профессионального мастерства педагогов и руководителей системы дошкольного образования.
«Широка страна моя родная». Программа патриотически ориентированного воспитания для дошкольников (Коротаева Е.В., д-р пед. наук, профессор).
Дана характеристика реализуемой региональной программы патриотической направленности для детей дошкольного возраста «Широка страна моя родная». Данная программа направлена на расширение у дошкольников представлений о малой и большой Родине, на формирование у них чувства уважения, социальной сопричастности и т.д.
АС-технология комплексного развития творческих способностей детей (Новоселов С.А., д-р пед. наук, профессор; Попова Л.С., магистр психологии).
Представлена разработанная авторами технология комплексного развития творческих способностей детей дошкольного возраста – ассоциативно-синектическая технология (АС-технология). Она не только направлена на развитие творческих способностей, необходимых для изобретательства, но и формирует мотивацию к будущей изобретательской деятельности.
«Семь кругов защиты». Психологическая безопасность детей в ДОО (Герасименко Ю.А., канд. пед. наук; Воробьева У.Т., педагог-психолог).
Проект, инициированный Департаментом образования Администрации города Екатеринбурга, посвящен психологической безопасности ребенка в дошкольной образовательной организации. В основе лежит разработанная коллективом авторов технология «Семь кругов защиты», которая опирается на базовые ценности: принятие себя, своего имени, пола, семьи, друзей, своей Родины.
Социально-коммуникативное развитие
«Театр дружбы» (Каракулова Е.В., канд. пед. наук; Устюгова Е.П., воспитатель).
Статья посвящена вопросам установления детьми социально-коммуникативных связей, создания и поддержания дружеских отношений, профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе. Обозначены пути решения таких проблем, которые часто беспокоят родителей: отсутствие у ребенка друга, отчужденность, нежелание идти в детский сад. Авторы обобщают практический опыт по формированию дружеских взаимоотношений у старших дошкольников через игры-театрализации. Театрализованная игра может выступать эффективным средством развития коммуникативных навыков детей и решать задачи воспитания определенных качеств личности, способствовать социализации дошкольников. Тема детской дружбы в коллективе может быть интересна как педагогам образовательных организаций, так и родителям.
Физическое развитие
Проектная деятельность в физическом воспитании дошкольников (Малоземова И.И., канд. пед. наук).
Вопросы реализации проектов в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Этапы в реализации проектов, в том числе детско-родительских и педагогических. Проектная деятельность рассматривается как средство формирования культуры здоровья старших дошкольников, повышения уровня двигательной подготовленности, поддержки детской инициативы, а также как форма участия родителей в жизни детского образовательного учреждения.
Познавательное развитие
Эффективные модели предметно-пространственной среды детского сада (Скоролупова О.А., Москва; Козлова Н.А., г. Екатеринбург).
Вопросы реализации проекта по организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды ДОО и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Механизмы максимальной разгрузки пространства групповых комнат и спален для свободного перемещения мобильных центров, трансформируемой мебели. Создание комфортной РППС ориентировано на индивидуальные траектории развития дошкольников. Она обеспечивает возможность взаимодействия с взрослыми, с другими детьми, формирует отношение ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Речевое развитие
«Книжкин календарь». От интереса к художественной литературе к духовно-нравственным ценностям (Кусова М.Л., д-р филол. наук, профессор; Томилова С.Д., канд. филол. наук; Колесникова Л.М., руководитель МАДОУ).
Статья посвящена проблеме развития интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста. Описана структура инновационного продукта – методического пособия «Книжкин календарь», разработанного педагогами МАДОУ детский сад № 564 «Филипок» (г. Екатеринбург). Показаны фрагменты пособия, иллюстрирующие примеры организации совместной деятельности педагогов и детей в образовательных ситуациях, которые можно реализовать в практике дошкольного образования. Материалы пособия предназначены для работы с детьми дошкольного возраста и адресованы воспитателям ДОО, учителям-логопедам, педагогам дополнительного образования и родителям.
Художественно-эстетическое развитие
Технология ТЕАТР. Реализация воспитательного потенциала СТЕМ-образования (Муродходжаева Н.С., канд. пед. наук, Москва; Симонова Л.Н., г. Екатеринбург).
Опыт работы педагогического коллектива по созданию и апробации технологии ТЕАТР, которая позволяет увидеть эффективность процесса накопления ребенком социокультурного опыта через систему представлений, отношений, знаний, умений. Воспитательный потенциал программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» включает приобщение к ценностям, обозначенным в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Активное проживание ребенком событий в процессе театрализованной деятельности является содержательной основой представляемой технологии.
«Чудо-ложки». Тематическое развлечение для детей 5–6 лет (Ольшванг Л.Ю., Пестерева О.В.).
В веселых заданиях дети закрепляют представления о деревянных ложках как народном промысле и русском народном музыкальном инструменте.