Информатика в школе

Библиотека

Информатика в школе
Год издания:
2023
Номер издания:
3
Содержание:

КОНКУРСЫ

ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧА ДРУГИХ — УЧИТЬСЯ САМОМУ»

УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ — ЛУЧШАЯ ПРОФЕССИЯ.
Коллективное сочинение участников Всероссийского конкурса «Уча других — учиться самому»

Кошелева Л. А., Пешкова Е. А.

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТАЙНЫ ГЕОКЭШИНГА» КАК СПОСОБ ПОИСКА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ

Геокэшинг — игра, заключающаяся в создании своих тайников и поиске тайников других участников игры с помощью навигационных устройств. Игра известна по всему миру и существует в различных формах: например, корпоративный или образовательный геокэшинг. В статье рассмотрен пример мастер-класса «Тайны геокэшинга», на котором учителя знакомятся с понятием образовательного геокэшинга, формами и примерами его организации; составляют сценарий виртуального образовательного геокэшинга и геокэшинга с выходом на местность. Мастер-классы, проводимые учителями для учителей, — эффективная форма взаимообучения и поиска единомышленников. При проведении мастер-класса новый опыт получают и его ведущий, и участники. Это стимулирует творческую деятельность и позволяет поддерживать атмосферу сотрудничества и равноправия. Особую ценность представляет конечный продукт, который создан самостоятельно под руководством опытного наставника и может быть в готовом виде реализован в практической деятельности.

Ключевые слова: взаимодействие, взаимообучение, геокэшинг, мастер-класс, поиск.

Романов Н., Севрюк П., Сель М.

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ: ИСТОКИ, НАСТОЯЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Олехов А. А., Скорнякова А. Ю., Лаптева Т. Д.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИМЕНЕНИЕ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

В статье рассмотрены возможности новейших информационных технологий, в частности, машинного обучения, в реализации дополнительной профессиональной программы «Применение машинного обучения в проектно-исследовательской деятельности естественно-научной направленности» преподавателями Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Представлена методическая разработка курса повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций общего образования. Курс направлен на формирование у работников образования интереса к развитию межпредметной проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе, ориентированной на работу с современными и актуальными проектами в области естественных наук и искусственного интеллекта. Описаны структура и содержательная линия программы повышения квалификации. Приведены примеры работ слушателей, выполненных в рамках изучения каждого из разделов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации. На основе опыта реализации программы сформулирован ряд выводов, характеризующих достигнутые результаты.

Ключевые слова: машинное обучение, искусственный интеллект, обучение нейронным сетям, повышение квалификации, дополнительная профессиональная подготовка, проектная деятельность, информационные технологии.

Дедушева М.

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ

Оверина А.

ПРОМЕТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

Семенихин Е.

МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ — УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ

Ходан А.

НАУКА ДЛЯ ПРИНЦЕСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Шуваева В. А.

СРЕДА TINKERCAD КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАПРАВЛЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИТ-ОТРАСЛИ ПРИ ОСВОЕНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен опыт использования среды Tinkercad для преподавания традиционного содержания курса информатики основной школы, связанного с изучением моделирования, программирования, информационных технологий. Предлагаются практическая работа для начинающих, в которой поэтапно представлено создание светодиодного маяка, и задания для самостоятельной работы, в ходе выполнения которых учащиеся создают запрограммированную модель устройства. Также предлагается задание в форме кейса, для успешного выполнения которого обучающимся необходимо применить навыки, полученные ими при выполнении практической работы.

Материал будет полезен для учителей информатики и технологии, работающих в общеобразовательных или информационно-технологических классах, при преподавании базового курса информатики, а также курсов робототехники, моделирования, программирования.

Ключевые слова: Tinkercad, основное общее образование, ИТ-отрасль, межпредметные связи, моделирование, программирование, схемотехника, информатика.

Лобанов А. А., Лобанова Т. Ю.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕМИНАР (ПЕДСОВЕТ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье приводится пример того, как с использованием информационно-коммуникационных технологий можно в образовательной организации осуществлять внутрикорпоративное обучение, нацеленное на конечный точечный запрос современных вызовов системы образования. Предложенный вариант проведения интерактивного обучающего семинара (педсовета) с использованием разработанного программного продукта позволяет повысить эффективность обучения, так как каждый педагог «проживает» все этапы обучения в действии. Работа в команде позволяет повысить уровень сплоченности коллектива, что тоже важно в век цифровых технологий. Практика проведенных семинаров в двух различных образовательных учреждениях позволяет утверждать, что проект масштабируем. После семинара каждый участник может забрать с собой выполненную работу и в любой момент времени обратиться к ней.

Ключевые слова: функциональная грамотность, интерактив, кейс, информационные технологии, практическое задание, эффективность, ICLIS, PISA.

Дополнительные материалы

Маркелов В. К., Завьялова О. А.

ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ДИАЛОГОВЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ РАЗДЕЛА «ПРОГРАММИРОВАНИЕ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Сегодня в школе обучению программированию уделяется недостаточно внимания, так как оно вызывает у учащихся множество трудностей, связанных с непониманием абстрактного и сложного для усвоения нового материала. При этом слабый уровень мотивации к изучению и в дальнейшем к преподаванию раздела «Программирование» является одной из проблем подготовки будущих учителей информатики. В качестве средства мотивации как для обучающихся, так и для будущих учителей информатики могут использоваться игровые диалоговые программы (игры, в которых игрок вступает в диалог с компьютером). Такие программы могут применяться учителями для отработки навыков у обучающихся по решению типовых задач раздела «Программирование».

В статье рассматриваются возможности применения различных разновидностей игровых диалоговых программ (текстовые квесты, игры со случайными числами. игра в кости, быки и коровы) для обучения решению типовых задач раздела «Программирование». В частности, данные игры могут использоваться в рамках изучения алгоритмов обработки данных с использованием ветвлений и циклов, алгоритмов поиска максимума и минимума, алгоритмов выделения цифр из натурального числа. При этом следует отметить, что эти программы могут быть адаптированы для обучения решению типовых задач раздела «Программирование» на базе других учебных языков программирования, таких как Pascal, Java, C++ и т. д.

Ключевые слова: программирование, игровые диалоговые программы, методика обучения программированию, Python, информатика.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Шевчук Е. В., Мартынов Г. П., Айтымова А. М.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССА «МОНИТОРИНГ ПО УСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТИПОВОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ»

В статье рассмотрены новые методы и технологии совершенствования процесса централизованного мониторинга качества воспитания и обучения на примере дошкольных образовательных учреждений Республики Казахстан. Предложены общие принципы и подходы к цифровой трансформации образовательных процессов. Формализовано в контексте цифровой трансформации образования понятие «управление процессом мониторинга уровня сформированности компетенций детей дошкольного возраста» с учетом специфики казахстанской модели образования. Предложены модель и алгоритм модификации шкалы оценки уровня сформированности компетенций, проводимой в процессе централизованного мониторинга. Представлен прототип системы управления процессом мониторинга по усвоению содержания типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения, реализованный с применением технологий продукционных экспертных систем, в функционал которого входит автоматизированная генерация цифровой индивидуальной карты развития ребенка и рекомендаций по индивидуальной коррекционной работе с ребенком.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, мониторинг качества образования, управление процессом, математическое моделирование.

ЗАДАЧИ

Долинский М. С.

ЗАДАЧИ НА РЕКУРРЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ «ВСЕ СУММЫ»

В данной статье на примере решения нескольких задач проиллюстрирована методика изучения темы «Рекуррентное соотношение “все суммы”» при подготовке школьников к олимпиадам по информатике. Изучение основано на последовательном решении усложняющихся задач. Для каждой задачи приводятся следующие материалы: условие задачи, идея решения с предложением придумать самостоятельно реализацию, решение на языке программирования Pascal. Серьезной технической основой является разработанная под управлением автора инструментальная система дистанционного обучения (http://dl.gsu.by), которая позволяет: предложить ученику условие задачи; отправить решение на проверку; получить от системы вердикт — правильное или неправильное решение; для неправильных решений указывается номер теста, на котором решение не прошло. Ученик может взять тест (входные и выходные данные), на котором не прошло его решение, разобраться, в чем ошибка в его программе, исправить и послать решение повторно. Кроме того, для каждой задачи есть ссылка по ней на тему в форуме, где можно задать вопрос по решению этой задачи и/или почитать ответ, если вопросы уже задавались ранее.

Ключевые слова: рекуррентное соотношение, все суммы, олимпиады по информатике, инструментальная система дистанционного обучения.

Дополнительные материалы

ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ

Златопольский Д. М.

ИЗ ИСТОРИИ ДВОИЧНОЙ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. ФРАНЧЕСКО БРУНЕТТИ

В статье описывается книга итальянского математика Франческо Брунетти «Arimmetica binomica…», изданная в 1746 году. Приводятся примеры чисел из книги, примеры сложения, вычитания, умножения, деления и извлечения квадратного корня в двоичной системе счисления, а также двоичные значения логарифмов ряда чисел. В книге представлены также действия над дробями и смешанными двоичными числами. Обращается внимание на предложенный Брунетти оригинальный способ записи двоичных чисел. Согласно этому способу вместо всего двоичного числа записываются только номера (в виде десятичных цифр) тех разрядов, в которых представлены единицы (при нумерации начиная справа). Порядковые номера цифр, большие 9, Брунетти предлагает обозначить как их последнюю цифру (0, 1, …, 9), записывая справа от всех таких цифр запятую (штрих), а номера, большие 19, — аналогично с двумя запятыми и т. д. При такой записи значительно облегчаются четыре арифметических действия над двоичными числами (в статье приводится пример сложения соответствующим образом записанных чисел).

Ключевые слова: история информатики, двоичная система счисления, способ записи двоичных чисел, Франческо Брунетти.

16:36
92