Дошкольное воспитание
Библиотека
ГОД ПЕДАГОГА
Константин Дмитриевич Ушинский. 200 лет со дня рождения.
НАУКА
Детство как национальный ресурс страны: инициативы, тенденции и проблемы. Часть 1 (Слепцова И.Ф., к.пед.н., Москва).
Рассматривается проблема детства в контексте образовательной и социальной политики. Поставлена задача построения социального государства и проблема народосбережения России, решение которой лежит в первую очередь в духовной и идеологической плоскости. Одна из важнейших мер демографической политики – развитие дошкольного образования. Принцип «политического детоцентризма» предусматривает решение политических и социально-экономических вопросов с позиции детства. Госпрограмма «Десятилетие детства» направлена на построение детствосберегающего пространства. Идеология новой образовательной политики рассматривается в контексте двух культур: «культуры полезности» и «культуры достоинства». Образовательная и социальная политика зависят от целеполагания государства.
Отечественные традиции духовно-нравственного воспитания дошкольников (Санникова Л.Н.,к.пед.н., Юревич С.Н., к.пед.н., Левшина Н.И., к.пед.н., г. Магнитогорск, Челябинская область).
Формирование духовно-нравственных основ человека как одна из главных задач воспитания не перестает привлекать к себе внимание ученых, педагогов-практиков, родителей. Сегодня духовно-нравственное воспитание обретает особый статус, войдя в число приоритетных направлений отечественной педагогики. В статье раскрываются ценностные и культурологические основания духовно-нравственного воспитания, роль социокультурной среды в становлении ценностных отношений дошкольников.
Развитие оптико-пространственной сферы и мелкой моторики рук средствами оригами (Емельянова И.Д., к.пед.н., Подольская О.А., г. Елец, Липецкая область).
Вопросы развития оптико-пространственной сферы и мелкой моторики рук у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Поэтапный ход работы с использованием средств оригами.
РЕДАКЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Энциклопедия физической культуры ребенка. Закаливание (Щербак А.П., к.пед.н., г. Ярославль).
Особенности протекания механизмов терморегуляции в ходе занятий физической культурой. Принципы закаливания. Примеры сочетания специальных закаливающих процедур и физических упражнений.
Буллинг. Преодоление и профилактика в детском саду (Гусева Ю.Е., к.п.н., Терешкина И.Б., к.п.н., Семенова Г.В., к.п.н., Санкт-Петербург).
Основные критерии эффективности антибуллинговых программ, которые могут браться воспитателем за основу профилактики травли в детском саду. Рекомендации по преодолению этого явления педагогом.
ПРАКТИКА
Играем вместе с курочкой (Антонова В.В., г. Александров, Владимирская область). Дидактическое игровое пособие сделано педагогом для детей 3–5 лет.
Набор игр позволяет закреплять представления о цвете, упражнять в счете, развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.
В гостях у лягушонка. Речевой центр (Маркедонова Н.М., Евграфова Л.А., с. Пискалы, Самарская область).
Описание речевой среды группы, которая способствует коммуникации и речевому развитию детей 4–8 лет. Даны образцы пособий и игровых упражнений на развитие речевого дыхания, мелкой моторики, формирование словаря, лексико-грамматических представлений, связной речи.
«Мой спортивный папа» (Данилова А.Н., г. Александров, Владимирская область).
Сценарий праздника для детей 5–6 лет с увлекательными соревнованиями и играми, который можно провести как ко Дню защитника Отечества (23 февраля), так и в День отца в России (19 июня).
Живой песок. Экспериментально-исследовательский детский проект (Миндиярова А.В., г. Туймазы, Республика Башкортостан).
Юная исследовательница во время работы над проектом узнала о свойствах кинетического песка; провела три эксперимента и определила наиболее подходящий рецепт приготовления песка в домашних условиях.
Познакомь с интересной книгой. Социальная акция (www + QR) (Джулай Т.В., Суховецкая А.П., станица Каневская, Краснодарский край).
Мы стремительно движемся вперед и часто не замечаем, что теряем по пути много ценных традиций. Одна из них – совместное семейное чтение. Если родители сами не проявляют интерес к чтению и не читают книг, то им трудно привить любовь к чтению своим детям. Для формирования интереса родителей к совместному чтению с детьми предлагается использовать технологию буктрейлер. Описана система работы с видеообразцами.
Тик-так календарь. Планировщик для детей 6–8 лет (Хомицевич С.В., Медвецкая А.О., Москва).
Описание пособия и системы работы с ним, которая позволяет упражнять детей в умении планировать свое время, осмысливать и распределять нагрузку (дела) в течение разных интервалов времени (неделя, день).
«НАРОДНЫЕ ИГРЫ РОССИИ. КАРТОТЕКА»
Работы лауреатов
«Голова и хвост». Русская народная игра для детей 6–8 лет (Михайлова Е.В., Сажина И.А., г. Вологда).
«Дударь». Русская народная игра для детей 6–8 лет (Майорова Е.А., г. Инта, Республика Коми).
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВКЛАДКИ
№ 1. ПЛАНЕР интересных дней для взрослых и детей (февраль)
№ 2. Пень Хохотун (Попова Т.Ю., Москва)