Журнал № 1 за 2021 год
Библиотека
ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Князева, А.В. Вольтов
Управление качеством образования в высокотехнологичной школе: современные практики
В статье представлены основные подходы к управлению качеством образования в инженерно-технологической школе на основе проектных решений, проектирования и реализации профиля роста общеобразовательного учреждения. Внедрение инновационных решений создает условия для достижения обучающимися результатов реализации основных и дополнительных образовательных программ, овладения допрофессиональными компетенциями в инженерно-технологической сфере, которые необходимы для жизни в современном обществе, экономика которого ориентирована на инновационное развитие. Ключевые слова: качество образования, профиль роста, высокотехнологичная образовательная среда, инженерные школы, профессиональная компетентность педагогов, информационно-образовательный сервис, гуманитарно-технологический комплекс.
И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин, О.И. Ткачева
Формирование цифровых умений в начальной школе. Опыт педагогического эксперимента
В современных условиях задача обеспечения качества образования не может рассматриваться вне контекста цифровой трансформации учебного процесса. Оценка качества основывается на сборе разнообразной информации, характеризующей процесс достижения обучающимися планируемых образовательных результатов. Одним из важнейших инструментов оценки качества является мониторинг текущих образовательных результатов. Технологической основой такого мониторинга может являться перенос учебных практик на цифровую платформу, предоставляющую педагогам полную информацию о ходе и результатах учебных действий. В №7 за 2019 год была опубликована статья [2], описывающая возможности одной из таких платформ, ориентированной на начальную ступень обучения, – образовательного сервиса «Учим учиться». Настоящая публикация посвящена описанию опыта регулярной работы обучающихся на этой платформе в рамках педагогического эксперимента, проведенного в 2019/2020 учебном году в лицее №410 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационный тренинг, цифровая платформа «Учим учиться».
Д.В. Коновалов
Автоматизация создания отчета заместителя директора по учебно-воспитательной работе
Представлены методы реализации аналитической деятельности и принятия управленческих решений на основании проведенного анализа деятельности педагогического коллектива, доказывается эффективность такой организации для решения поставленных задач, актуальные направления развития образовательного учреждения. Ключевые слова: цифровая образовательная среда, система электронного планирования, административное управление, Google Classroom, виртуальный методический кабинет.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
З.А. Кокарева
Использование уроков участников конкурса «Учитель года России» в процессе повышения квалификации педагогов
В статье анализируются видеоуроки победителей всероссийского конкурса «Учитель года России» с позиций дидактических требований и положений системно-деятельностного подхода. Рассматриваются возможности использования ресурсов сайта «Учитель года России» в процессе организованного повышения квалификации педагогов, раскрываются технология анализа конкурсных уроков, особенности прогностических, методических и рефлексивных компонентов профессионализма педагогов. Ключевые слова: конкурс «Учитель года России», анализ конкурсного урока, дидактика, прогностический компонент профессионализма педагога, рефлексивный компонент, систематизация и обобщение, повышение квалификации.
Т.Л. Сидельникова
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов во время дистанционного обучения
В статье приведен теоретический анализ связи профессионального стресса и эмоционального выгорания педагогов. Рассмотрено дистанционное обучение как фактор развития профессионального стресса. Автором спроектирована четырехкомпонентная модель профилактики синдрома эмоционального выгорания, которая включает в себя целевой, организационный, содержательный и рефлексивно-оценочный компоненты. Обозначена возможность использования приемов арт-терапии для профилактики эмоционального выгорания учителей. Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, дистанционное обучение, арт-терапия, модель профилактики, ИКТ-ресурсы.
КОНТРОЛЬ, МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВВА ОБРАЗОВАНИЯ
Н.М. Есина, Н.Г. Кузьмина
Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата
Основная стратегия сегодня – поиск новых смыслов качества образования. Оценка качества образования – следующий этап реализации ФГОС ДОО, с которым связаны процессы модернизации российского дошкольного образования. Его выделение как первого уровня общего образования повлияло на повышение юридического статуса ДОО, усилило внимание к личности педагога, определило результаты освоения программы. В статье рассматривается проблема оценки качества дошкольного образования, какие новые смыслы необходимо вкладывать в это понятие. Ключевые слова: мониторинг, диагностика, качество образования.
Д.А. Иванов
Способы и процедуры оценивания в учебном процессе
В статье делается попытка различить два близких по смыслу понятия: «оценка и оценивание» от «отметки», а также назначение и условия использования того и другого в учебном процессе. Ключевые слова: отметка, оценка, оценивание, критерии, принципы, ценности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Е.П. Парфенова
Образовательная технология моделирования процессов различной природы как средство формирования интегративной компетенции учащихся и повышения качества образования
Основная задача, стоящая пред школьным образованием – развитие у учащихся структурно-логического мышления. Интеграция в образовании не подразумевает изменение содержания учебного материала, а требует изменения в методах и формах самого процесса обучения. Преподавание естественных наук должно вестись таким образом, чтобы можно было выработать единые навыки об общих методах и понятиях, чтобы ученик имел представление о целостной картине мира, имел навыки исследовательской работы, которые создают базу для осознанного усвоения основ наук, понимание методологии естественнонаучных исследований – научной теории, формальной модели. Кроме того, в процессе такого обучения и учитель осваивает новые формы и методы работы на уроках, которые инициируют самостоятельное мышление школьников и в значительной мере способствуют повышению мотивации к изучаемому предмету и, как следствие, повышают качество знаний. Ключевые слова: математическое моделирование, интеграция предметов естественнонаучного цикла, интегративная компетенция, единая научная картина мира, теория Мальтуса, модель прогнозирования эпидемии ОРЗ, химические реакции.