Журнал № 8 за 2022 год
Библиотека
Теория управления качеством образования
О.Е. Лебедев
Управление процессом воспитания: проблемы и возможности
Рассматриваются факторы, определяющие необходимость управления процессом воспитания, существующие проблемы управления данным процессом и возможные пути их решения. Ключевые слова: воспитание, процесс воспитания, управление процессом воспитания, социальные и педагогические цели воспитания.
М.Г. Ермолаева
Проблемы целостности бытия учащегося: векторы решений
Кризисное состояние нашего общества актуализирует необходимость переоценки устоявшейся системы школьного воспитания. Представляется важным разобраться в новом понимании воспитания как выработки у подрастающего человека способности решать жизненные проблемы, делать осознанный выбор на основе обращения «вовнутрь себя», к своим истокам. Это требует повышенного внимания к индивидуальному бытию учащегося, к восприятию его личности в ее самобытности и целостности. В статье рассматриваются некоторые возможности для осуществления бытийного подхода к воспитанию. Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, целостность, выбор, ценностно-смысловое взаимодействие, со-бытие.
Актуальные тенденции образования
А.Н. Бакушина
Научно-образовательный проект «Педагогический Конгресс»: переговорная площадка профессионального сообщества
В статье представлен опыт подготовки и проведения Восьмого Педагогического конгресса, на котором обсуждались проблемы воспитания. Конгресс в статье рассматривается как модель любой педагогической конференции, которая может быть реализована в общеобразовательной школе. Ключевые слова: научно-образовательный проект, конгресс, педагогический конгресс, переговорная площадка, профессиональное сообщество.
В.П. Жабоедов-Господарец
Анализ результатов воспитания школьников
В статье представлен опыт осмысления результатов воспитания, осуществлённый в рамках серии практических семинаров. Практический семинар рассматривается как инструмент профессионального роста учителя. Ключевые слова: образование, воспитание, квалификация, учителя, школьники, учащиеся.
Исследовательский подход в обучении
С.А. Алексеева
Доверие учителя к ученикам как воспитательный ресурс
В статье рассматривается проблема взаимодоверия на уроке в рамках философско-психологического подхода в индивидуальной практике автора. Кредит доверия учителя к ученикам является, по мнению автора, мощным воспитательным ресурсом не только урока, но и общего взаимодействия учителя и учащихся. Предлагается несколько практических примеров решения воспитательных задач через нетрадиционную организацию урока. Ключевые слова: доверие, взаимодоверие, воспитательный ресурс, учитель, воспитатель, критериальное оценивание, урок.
Д.Л. Григоренко
Формирование личностных результатов образования как процесс
В статье представлен опыт работы учителя по достижению личностных результатов обучающимися в процессе изучения школьных предметов истории и обществознания. С использованием конкретных примеров описаны проблемы, которые возникают в процессе формирования личностных результатов, и приведены варианты их решения. Предложен определенный алгоритм этого процесса: выделены три этапа, сформулированы их цели и содержание. Ключевые слова: личностные результаты, воспитание, опыт самоопределения.
Технологии, практика, опыт
Н.М. Свирина
В поисках границы воспитывающей функции литературы в школе
В статье предлагается рассуждение-аргументация о воспитывающей миссии литературы и ее границах. Рассуждение представлено в трех аспектах: историческом; общепедагогическом и психологическом; предметно-методическом. Результаты анкетирования современных подростков и старшеклассников, приведенные в завершение данной статьи, делают аргументы максимально реалистичными и приложимыми к нашей школе. Ключевые слова: воспитательное чтение, восприятие прочитанного, современные подростки как читатели, воспитание учеников посредством чтения.
Е.В. Куприянова
Воспитательное чтение: размышления учителя старших классов
Статья представляет собой размышления учителя о методике воспитательного чтения, о непрерывном образовании, элементом которого является чтение как необходимое условие воспитания интеллигентности и формирования гуманистических ценностей. Ключевые слова: воспитательное чтение, интеллигентность, гуманистические ценности, читающий учитель, личностное развитие, самоопределение обучающихся.
И.В. Лебедева
Воспитательный потенциал волонтерской деятельности
В статье рассматривается воспитательный потенциал волонтерской деятельности школьников. Описаны направления волонтерской деятельности, их основная цель и задачи. Представлен опыт приобретения обучающимися позитивного социального опыта на основе школьных волонтерских проектов. Ключевые слова: волонтерская деятельность в школе, позитивный социальный опыт, воспитательный потенциал.
О.Е. Бугакова, Е.Г. Невоструева
Воспитывающая среда школы: старое «нельзя» и новое «можно»
В статье обосновывается необходимость перехода к формированию принципиально новой воспитывающей среды современной школы, в основе которой может лежать деятельность детей, соответствующая системно-смысловому типу их сознания – основанная на событийности, рефлексивности, практическом освоении ценностных ориентиров деятельности. Ключевые слова: системно-смысловой тип сознания, воспитывающая среда, внеурочная деятельность, ценности.