Аналитическая записка воспитателя Башенёвой Светланы Сергеевны
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности воспитателя
МАОУ СОШ № 16 СП детского сада «Умка» Башенёвой Светланы Сергеевны за 2017-2020 гг.
В процессе анализа результатов собственной педагогической практики мною были использованы материалы международной ассоциации ISSA «Компетентный педагог XXI-го века: принципы качественной педагогики». Что позволило мне, как воспитателю: структурировать деятельность по профессиональному развитию; дать объективную самооценку; отследить и улучшить свою работу с целью обеспечения высокого качества поддержки для развития детей и их обучения. Благодаря представленной концепции свою профессиональная деятельность за последние 3 года рассматриваю по целевым областям, которые основываются на принципах-компетентностях, а их содержание раскрывается наличием индикаторов качества. В аналитической справке я описываю их реализацию и подтверждаю эффективность результатами своей работы.
1. Целевая область: Взаимодействия | ||||
ПРИНЦИП 1.1. Педагог взаимодействует с детьми дружелюбно и уважительно, поддерживая этим развитие каждого ребенка и способствуя построению его «я»/идентичности | ||||
Индикатор качества | Реализация его в деятельности | Результат/ эффективность | ||
1. Взаимодействия педагога с детьми характеризуются теплотой и заботой; взаимодействия демонстрируют, что педагог ценит детей и получает удовольствие от общения с ними. | Заботливо поддерживаю развитие и обучение детей, моделирую (демонстрирую на собственном примере) уважительные и доброжелательные взаимоотношения между всеми взрослыми, имеющими отношение к жизни детей. Ежедневно использую технологиюУтренний сбор. Это время для обсуждения с детьми распорядка дня, обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования. | В результате моего взаимодействия с детьми в группе создан благоприятный эмоциональный фон. Дети с удовольствием посещают детский сад, принимают активное участие в деятельности группы, проявляют все большее сочувствие и интерес к другим людям; за последние 3 года отмечена позитивная динамика посещаемости детьми группы от 75% до 85%. | ||
2. Взаимодействуя с детьми, педагог учитывает сильные стороны и потребности каждого ребенка в эмоциональной, социальной, физической и когнитивной областях. | Для реализации данного индикатора качества педагога использую такой метод как Педагогическое наблюдение. В этом мне помогает пособие, рекомендованное программой «Вдохновение» «Наблюдение за развитием детей от 48 до 72 месяцев и протоколирование результатов» (под ред. С.Н. Бондаревой). | Педагогическое наблюдение дает возможность индивидуально подходить (индивидуальный подход) к формированию у каждого ребенка необходимых навыков, иметь четкое представление о текущем уровне его развития. | ||
ПРИНЦИП 1.2.Взаимодействия педагога способствуют развитию учебного сообщества, в котором каждый ребенок ощущает свою принадлежность к этому сообществу и получает поддержку для реализации своего потенциала | ||||
Индикатор качества | Реализация его в деятельности | Результат/ эффективность | ||
1. Педагог предлагает детям такие формы активности, которые помогают распознавать и различать чувства у себя и у своих сверстников и уметь выражать их. | Использую такие формы активности как: анализ жизненных ситуаций, организация занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы, обсуждение и объяснение детям этических правил, решение задач с «этическим подтекстом», проведение «Недели добра», «Дня Спасибо» и др. | В результате деятельности прослеживается рост уровня итогового среднего показателя в эмоционально-личностной сфере:2017 — 2018 уч. год (дети 6-7 лет) с 65% до 86%;2018 -2019 уч. год (дети 2-3 лет) с 33% до 56%; 2019-2020 уч. год (дети 3-4 лет) с 56% до 64% | ||
2. Педагог пропагандирует демократические ценности, побуждая каждого ребенка выражать свое мнение приемлемым образом и участвовать в принятии решений. | Планирование образовательной деятельности осуществляется при помощи технологии Детский совет — дети предлагают интересующие их темы, из них путем голосования выбирается очередность их рассмотрения, обсуждения работы в центрах активности в образовательной деятельности. В центрах дети учатся работать коллективно, в парах. | В результате деятельности прослеживается рост уровня итогового среднего показателя в сфере коммуникации: 2017 — 2018 уч. год (дети 6-7 лет) с 71% до 89%; 2018 -2019 уч. год (дети 2-3 лет) с 45% до 57%; 2019-2020 уч. год (дети 3-4 лет) с 57% до 69% | ||
3. Педагог помогает развитию речи и общению детей различными способами на протяжении всего дня | Для развития речи и общения детей применяю методы: здоровьесберегающих технологий («Су-джок терапия», логоритмика, гимнастики — пальчиковая, артикуляционная, дыхательная); ИКТ технологий (презентации, мультимедиа, слайд-шоу, видео-фрагменты, звуковые записи, интерактивные игры и задания); мини-роботов BeeBotи разработанные карты-поля для их движения; ЛЕГО-и ТИКО- конструирования, ТРИЗ технологии, технологию «Лэпбук». | В результате деятельности прослеживается рост уровня итогового среднего показателя по образовательной области -речевое развитие: 2017 — 2018 уч. год (дети 6-7 лет) с 67% до 87%; 2018 -2019 уч. год (дети 2-3лет) с 35% до 45%; 2019-2020 уч. год (дети 3-4 лет) с 45% до 61% Умение работать в команде было представлено: на городском фестивале «Lego-Бум», 1 место; 2017 г. на городской интеллектуальной игре «Умная детка», участие, 2 место в индивидуальном зачете; 2017 г. | ||
ПРИНЦИП 1.3.Педагог целенаправленно взаимодействует с другими взрослыми, чтобы поддержать развитие и обучение детей | ||||
Индикатор качества | Реализация его в деятельности | Результат/ эффективность | ||
1. Педагог сотрудничает с другими специалистами в детском саду и профессиональном сообществе, чтобы способствовать развитию и обучению детей. | Работаю в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. Активно участвую в педсоветах ДОО. С 2018 г. являюсь участником городских инициативных групп: — «Система оценки качества ДО как инструмент повышения качества деятельности педагогов», — «Использование ИКТ в ДОО для повышения качества образовательного процесса», — «Наблюдение за развитием детей в образовательной среде ДОО», — «Психолого-педагогические условия реализации ОД в соответствии с ОП «Вдохновение»». Ежегодно участвую в семинарах и вебинарах: — Большой уральский форум «Педагоги России: Инновации в образовании»; — «Инженерная школа в ДОУ без затрат»; — «Тико-Конструирование»; — «Безопасность ребенка/подростка на улице», — «Современные материалы и методики обучения творческой деятельности в ДОУ и школе», — «Развитие коммуникативных навыков на занятиях математикой в ДОУ»; зарегистрирована в профессиональных интернет-сообществах: Методсовет, Педагоги онлайн, МААМ. ru | Сотрудничество со специалистами положительно сказывается на развитии и обучении детей, дает возможность получать новые знания и применять их в работе, коллегиально решать проблемы. Участие в апробации инновационных практик, применение современных диагностических методик в мониторинге результатов воспитанников, изменение позиции воспитателя в педагогической деятельности с позиции «над» на — «рядом» с ребенком. Реализация новых педагогических проектов и идей на практике в детском саду: — «Программирование с детского сада» 2018 г., — «Математика вокруг нас» 2019 г., — «Детское экспериментирование как вариативная форма дошкольного образования» 2020 г., — «Дистанционное обучение дошкольников в соответствии с ОП «Вдохновение» 2020 г. | ||
2. Целевая область: Семья и местное сообщество | ||||
ПРИНЦИП 2.1 Педагог способствует партнерству с семьями и предоставляет разнообразные возможности для того, чтобы семьи и местное сообщество участвовали в развитии и обучении детей | ||||
Индикатор качества | Реализация его в деятельности | Результат/ эффективность | ||
1. Педагог вовлекает членов семей в процесс совместного принятия решений относительно обучения и развития детей и социальной жизни в группе. | Привлекаю родителей к участию в «Творческих мастерских» в ходе детских проектов, к организации экскурсий, походов, мероприятий, участию в конкурсах различного уровня. Для родителей осуществляется обзор ОП, подпрограмм, тематических модулей, программ дополнительного образования. Также обсуждается использование рабочих тетрадей, возможные варианты и авторы. | Участие в городских соревнованиях «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», 2 место; 2018 г. Детско-взрослые совместные проекты: «Фотоателье для бабушек и дедушек», «Салон красоты для наших мам», «Школа светофора», «Мама, хочу собаку!», «Как мне выбирали имя», «Наследники Победы» и др. Родители участвуют в планировании образовательного процесса. | ||
2. Педагог вовлекает родителей и других членов семей в принятие решений относительно среды развития и обучения детей. | Привлекаю родителей к оформлению и наполнению предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке. Для повышения компетенции родителей в вопросах воспитания и образования детей провожу родительские собрания с мастер-классами «Применение технологии ТИКО — моделирование в педагогической деятельности в ДОО», «Применение ТИКО – конструирования и робототехники в НОД с детьми 6-7 лет»; «Дни открытых дверей» и др.. | Участие родителей в конкурсах ДОО: «Новогоднее оформление группы», диплом — 1 место в 2019 г.; «Дизайн летней площадки», 2019 г. призеры. Родителей принимают активное участие в образовательной деятельности группы в сборе информации и материалов по темам текущих проектов. | ||
ПРИНЦИП 2.2 Педагог использует формальные и неформальные возможности для общения и обмена информацией с семьями | ||||
Индикатор качества | Реализация его в деятельности | Результат/ эффективность | ||
1. Педагог регулярно общается с семьями, чтобы знать жизнь каждого ребенка и лучше понимать его сильные стороны, интересы и потребности. | Использую такие формы работы как: анкетирование, индивидуальные беседы, опрос, наблюдение. Организовываю совместные досуги, праздники, развлечения, Дни открытых дверей, выставки совместного творчества. | В результате деятельности у родителей проявился повышенный интерес к жизни детского сада: они активны на родительских собраниях, чаще стали обращаться за советом и помощью, делятся своим опытом, откликаются на предложения воспитателя. | ||
2. Педагог создает возможности, чтобы семьи обменивались опытом, учились друг у друга и оказывали друг другу поддержку. | С целью информационной открытости в новостной ленте сайта ОО публикую заметки о деятельности группы, оформляю фотоотчеты, выставки детских работ, формирую портфолио достижений ребенка, создала группу в социальной сети ВАЦАП, где родители могут общаться между собой, в Сетевом городе в рамках дистанционного обучения велись тематические проекты по образовательным областям. | На данный момент более 70% родителей стали активными субъектами образовательного процесса. В дистанционном обучении по статистике входов родителей в Сетевой город группа становилась самой результативной. Благодаря активному участию родителей в дистанционном обучении была создана галерея детских работ с фотографиями выполненных заданий или видео сюжетами по их выполнению. | ||
ПРИНЦИП 2.3 Педагог использует ресурсы местного сообщества и культуру семей для того, чтобы обогатить развитие и обучение детей | ||||
Индикатор качества | Реализация его в деятельности | Результат/ эффективность | ||
1. Для того чтобы способствовать развитию, обучению и социализации детей, педагог водит детей в местное сообщество и приглашает членов местного сообщества в детсад. | Организовывала экскурсии в краеведческий музей, пожарную часть, аптеку, магазин, библиотеку, спортшколу, ФОК, а в качестве экскурсоводов и консультантов привлекаю членов местных сообществ. Выступала в роли эксперта детских работ «Я – исследователь», 2018 г., «УМная детКА», 2020 г. | Данная деятельность позволила повысить познавательный интерес у детей, углубить уровень их знаний в конкретных областях, разнообразила образовательный процесс, привлекла к участию в конкурсах: «Безопасность на дороге глазами ребенка», 2,3 место; 2018 г. «Пожарный – профессия отважных!», призеры; городской конкурс чтецов «Весна Победы», 2 место, участие; 2018 г. познавательная олимпиада для дошкольников «Животный мир: обитатели Севера», 1,2 места, 2020 г. и др. | ||
2. Педагог предлагает информацию и идеи родителям/членам семей, для создания домашней среды, стимулирующей развитие и обучение ребенка, и помогает укрепить родительские компетенции. | Провожу работу с семьями воспитанников, в которой учитываю индивидуальные особенности и интересы детей и запросы родителей. В ходе дистанционного обучения в системе Сетевой город мною было предложено семьям реализовать следующие образовательные проекты: «Моя любимая игрушка», «В мире животных», «Тайны подводного мира», «Удивительный космос». | Для реализации проектов мною был подобран различный дидактический материал: стихи, рассказы для чтения, загадки, развивающие интерактивные игры, познавательные презентации, интеллектуальные задания для детей разного уровня сложности, видео консультации для проведения различных опытов в домашних условиях, схемы поэтапного изготовления поделок, конструирования, методические рекомендации для родителей | ||
4. Целевая область: Оценка и планирование | ||||
ПРИНЦИП 4.1 Педагог регулярно и систематично отслеживает прогресс и достижения каждого ребенка | ||||
Индикатор качества | Реализация его в деятельности | Результат/ эффективность | ||
1. Педагог использует систематические наблюдения, другие разнообразные инструменты нормативной оценки, которые отражают процесс и результаты развития и обучения. | Для фиксации педагогических наблюдений за динамикой развития каждого ребенка использую «Карты развития детей от 3 до 7 лет» (под ред. И.Е. Федосовой) | Например, рост уровня итогового среднего показателя по образовательной области — физическое развитие отразился следующим образом:2017 — 2018 уч. год (дети 6-7 лет) с 75% до 88%;2018 -2019 уч. год (дети 2-3 лет) с 39% до 52%; 2019-2020 уч. год (дети 3-4 лет) с 53% до 61% | ||
2. Педагог оценивает уровень вовлечения детей и вносит надлежащие изменения, чтобы каждый ребенок мог активно и осмысленно участвовать в образовательном процессе. | Для оценивания уровня вовлеченности детей в образовательный процесс в течение дня веду дневник наблюдений, где отмечаю предпочтения каждого ребенка (выбор центра активности, выбор материала, выбор игрушек, иллюстраций, рисунки и т.д.). | Систематический подход к наблюдению и регистрации наблюдаемых фактов помогает мне обеспечить целенаправленность и полноту получаемых данных, для насыщения образовательной среды в соответствии с интересами детей. | ||
5. Целевая область: Методы обучения | ||||
ПРИНЦИП 5.1 Педагог применяет разнообразные методы обучения, которые активно вовлекают детей в процесс создания и развития знаний, навыков и установок в соответствии с требованиями образовательной программы, закладывая тем самым основу для обучения на протяжении всей жизни | ||||
Индикатор качества | Реализация его в деятельности | Результат/ эффективность | ||
1. Педагог предлагает виды деятельности, которые побуждают детей к самостоятельному исследованию, экспериментированию, творчеству, открытию новых идей. | В ходе проектной деятельности формирую у детей исследовательское поведение — поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации. В ДОО с 2019 г. заведую детской лабораторией, которая включает в себя компоненты живой и неживой природы, компоненты, созданные руками человека, картотеки экспериментов опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности; материалы и оборудования (колбы, электронные микроскопы, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки, стаканчики разных размеров и т.д.) В рамках дополнительного образования и оказания платных услуг в ДОО провожу занятия по направлению познавательно-исследовательской деятельности «Маленький вундеркинд» модуль «Я-исследователь». | Благодаря развитию познавательного интереса и исследовательского поведения прослеживается рост уровня итогового среднего показателя по образовательной области –познавательное развитие: 2017 — 2018 уч. год (дети 6-7 лет) с 66% до 81%;2018 -2019 уч. год (дети 2-3 лет) с 40% до 51%; 2019-2020 уч. год (дети 3-4 лет) с 52% до 68%. В 2019 г. прошла профессиональную переподготовку в ООО «Международные образовательные проекты» по программе «Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ (социально-педагогическая направленность)», присвоена квалификация «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Мною разработана программа дополнительного образования для детей 5-7 лет «Я – исследователь». | ||
2. Педагог побуждает детей использовать современные технические средства в соответствии с уровнем развития детей, чтобы способствовать их обучению и развивать у них навыки, которые позволят им быть активными участниками современного информационного общества. | Использую в своей деятельности ИКТ, мини-роботов. Активно использую интерактивную доску, комплект интерактивных игр «1С: Школа. Дошкольное образование, 6 -7 лет», приставку «КINEKT», технологию Microsoft Mouse Mischief (много мышей). Применяю такие технологии как ЛЕГО-конструирование, ТИКО- конструирование, элементы ТРИЗ технологии. | Благодаря освоению новых технологий приняла участие в следующих мероприятиях: Публикация авторского материала «Использование конструктора ТИКО и мини роботов BEE-BOOT для всестороннего развития ребенка» на сайте ГАОУ ДПО СО «ИРО» 2017 г. Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению электронного издания «1С. Школа. Дошкольное образование, 6–7 лет», рейтинговое 4 место; 2018 г. | ||
6. Целевая область: Развивающая среда | ||||
ПРИНЦИП 6.1 Педагог создает физическую среду, которая является привлекательной, безопасной, здоровой, инклюзивной и стимулирующей, побуждает детей исследовать, учиться и быть самостоятельными | ||||
Индикатор качества | Реализация его в деятельности | Результат/ эффективность | ||
1. Педагог организует пространство таким образом, чтобы в нем логично располагались и разграничивались центры активности. | Зонирование предметно-пространственной среды группы произведено с учетом образовательных областей, имеются мобильные центры, ширмы, мягкие модули. | В группе совместно с родителями и детьми организованы следующие центры: речи, познания, конструирования, творчества, безопасности, кулинарии, театра, игры (кухня, больница, магазин, парикмахерская), видеотека. | ||
2. Педагог использует много, разнообразных, доступных, стимулирующих развитие детей материалов, которые побуждают детей исследовать, играть и учиться. | Центры активности наполнила разнообразным материалом. Наряду с традиционным оснащением, детьми активно используется и оснащение инновационного характера: программно-дидактические комплексы «Мате: плюс» и «Речь: плюс», Детская типография, комплект игр по технологии «ТРИЗ», конструкторы «Лего», «Тико», «Полидром», мини-роботы BeeBot. Для повышения интереса к играм и материалам в центрах активности регулярно осуществляю их частичную замену. | Работа с разнообразными материалами способствует самостоятельной и исследовательской деятельности детей. Проведение мастер-классов для педагогов города «Применение технологии ТИКО — моделирование в педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации», «Применение ТИКО – конструирования и робототехники в непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет» в 2017-18 гг. | ||
7. Целевая область: Профессиональное развитие | ||||
ПРИНЦИП 7.1 Педагог постоянно улучшает свои навыки, чтобы достигнуть качества и поддерживать его на высоком уровне в своей профессиональной деятельности – в соответствии с изменяющимися требованиями современного мира | ||||
Индикатор качества | Реализация его в деятельности | Результат/ эффективность | ||
1. Педагог осознает важность обучения на протяжении всей жизни и использует различные возможности для личного и профессионального развития. | 2017 г.: ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Образовательная деятельность ДОО в контексте требований ФГОС ДО и образовательной программы «СамоЦвет»» (для тьютеров) 28 ч. ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Оказание первой медицинской помощи работниками ОО», 16 ч. 2019 г.: Учебный центр «Всеобуч», «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в условиях ОО», 16 ч. | Участие в экспериментальной деятельности области — разработка и апробация образовательной программы «СамоЦвет». Освоение новых компетентностей | ||
ООО «Новые кадры», «ТРИЗ – технологии познавательно-речевого развития, формирования инженерного и творческого мышления дошкольников в контексте ФГОС ДО», 24 ч. 2020 г.: ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Создание развивающей речевой среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО», 40 ч. | Применение новой технологии в образовательном процессе для улучшения его качества. Модернизация развивающей речевой среды группы | |||
2. Педагог постоянно размышляет, получает обратную связь, критически оценивает качество своей педагогической деятельности, и уровень профессиональных знаний и на основании этого вносит необходимые изменения в практику своей работы. | Составляю рабочую программу воспитателя, основываясь на ОП «Вдохновение» (под ред. И.Е. Федосовой). Участвую в конкурсах профессионального мастерства. Повышаю квалификацию (курсы, семинары, педагогические конференции, форумы) и категорию через прохождение аттестации. | — Участие в XI Всероссийская научно-практической конференции «Информационные и коммуникативные технологии в образовании»; — участие в IV Международной научно-практической конференции «Инженерное образование: от школы к производству»; — участие в открытой онлайн-конференции Федеральных инновационных площадок дошкольного образования «Вдохновение. Сотрудничество. Творчество. 2020». Процедура аттестации на 1 КК в 2017 г. | ||
3. Педагог участвует в мероприятиях местного сообщества, чтобы пропагандировать важность качественного доступного образования для каждого ребенка и уважение к профессии педагога. | Занимаюсь самообразованием по теме: «Вариативные формы организации образовательной деятельности как фактор раскрытия потенциала каждого ребенка» и представляю свой опыт педагогическому сообществу на различных уровнях (городской, окружной). | Участие в выпусках теле-радиостудии «СОБЕСЕДНИК» на местном канале (март 2019 г., апрель 2020 г.) В 2017-2018 гг. являлась руководителем инициативной группы педагогов города. Проведение мастер-класса на семинаре для педагогов и руководителей ДОО Северного управленческого округа Свердловской области «От идеологии ФГОС ДО к практической реализации образовательной деятельности в ДОО на примере программы «Вдохновение»» в 2019 г. Участие в городских педагогических чтениях «Современное образование: содержание и технологии», доклад на тему «Применение конструктора ТИКО для познавательного развития детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО» в 2017 г. |
Проведя анализ результатов собственной педагогической практики, считаю, что деятельность была продуктивной, целесообразной, эффективной и соответствующей современным требованиям ФГОС ДО, предъявляемым к образовательному процессу.
Свою дальнейшую педагогическую деятельность хочу направить на поиск и реализацию новых интересных и эффективных форм работы с детьми и семьями воспитанников.
Участие в конкурсе для меня – это возможность получить профессиональный опыт, который обеспечит квалифицированную профессиональную деятельность, повысит качество дошкольного обучения.
В России есть свои нормативные документы, такие как ФГОС, который разработан на каждый возрастной период (дошкольное детство, начальная школа, средняя школа и т. д.), там же определены принципы, которых мы придерживаемся, и Профессиональный стандарт педагога, где педагог может посмотреть и оценить свои профессиональные компетенции.
Национальная система оценки качества дошкольного образования, отражающая требования ФГОС ДО, находится на стадии становления. Для ее совершенствования и формирования научно -методической основы используют международный опыт педагогов. Концепция «Компетентный педагог XXI-го века: принципы качественной педагогики» была представлена на «Форуме лучших дошкольных практик» в г. Москве в 2018 году, как инструмент оценивания качества профессиональной деятельности педагога. Так же как «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R», переработанные национальной контрольно-диагностической лабораторией (разработчиками стандарта ДО с научным руководителем А.Г. Асмоловым). Документы международного уровня не противоречат ФГОС ДО, профессиональному стандарту педагога, а являются важным опытом в этом направлении.
Концепция «Компетентный педагог XXI-го века: принципы качественной педагогики» изначально предназначалась для будущих педагогов-студентов и молодых, начинающих специалистов как «путеводитель по профессии», согласно современным требованиям от жизни. Материал позволяет структурировать педагогическую деятельность и удобен для самоанализа и профессионального развития. Именно поэтому я решила представить свои результаты таким образом.
Спасибо за профессиональный диалог и интерес к данной теме.