Аналитическая записка воспитателя Свидницкой Ольги Владимировны

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 «Светлячок»

Аналитическая записка

о результатах педагогической деятельности

Автор:

Свидницкая Ольга Владимировна,

воспитатель I квалификационной категории

г. Карпинск,  2020 г.

Дети сами любят искать, сами находить.

Детям нужно гораздо больше свободы,

возможности познать себя.

Альберт Энштейн

С первых дней появления на свет ребенок познает мир. Дошкольный возраст – это благоприятный и самый ответственный период для развития ребёнка. И очень важно не только поддержать интерес, но и развивать его в дальнейшем.Активное развитие познавательных способностей в этом возрасте является важнейшей частью психического развития ребёнка, которое выступает основой формирования его умственного развития: формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а дети эмоциями. Поэтому реализация всех программных задач должна быть яркой, интересной, насыщенной. В связи с этим моя педагогическая деятельность направлена на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

В своей работе руководствуюсь следующими нормативными документами:

Федеральные:

Конституция РФ;Закон РФ «Об образовании»;Семейный кодекс РФ.Региональные:Областной закон «Об образовании в Свердловской области»;Областной закон «О защите прав ребенка в Свердловской области»;Локальные:Устав ДОУ;Образовательная программа ДОУ.Программа развития ДОУ. Целью моей профессиональной деятельности является разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому), а также успешную подготовку детей к школе.

Изучая современную методическую литературу по познавательному развитию дошкольников, определила основные направления моей педагогической деятельности:

— обогатить условия, способствующие развитию познавательной активности воспитанников;

— изучить и внедрить новые педагогические методы, обеспечивающие эффективное формирование познавательной активности

— повысить компетентность родителей в вопросах, касающихся познавательного развития детей, через вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания проектов совместно с семьей.

Реализуя поставленные задачи, считаю важным соблюдать принципы освоения материала. Я руководствуюсь такими принципами:

1.Принцип посильных задач.

2.Принцип самостоятельности в поиске решения.

3.Принцип – поощрение за успех. Ситуация успеха – обязательное условие рождения интереса к знаниям.

Для достижения цели и поставленных задач, мною разработана и реализовывается рабочая программа на основе программы «Развитие+» (Л.А. Венгер; Л.С. Выготский) в соответствии с ФГОС ДО.

Оценка результатов педагогической деятельности основывается на системе мониторинга уровня освоения общеобразовательной программы в начале и в конце года и педагогической наблюдение в течении всего учебного года. Анализ результатов деятельности показывает, что отмечается положительная динамика развития детей. Итоги мониторинга освоения детьми образовательной программы на начало учебного года:

2017 2018 2019
доп ср выс доп ср выс доп ср выс
познавательное развитие 55% 19% 26% 38% 30% 32% 13% 36% 51%
речевое развитие 52% 20% 28% 43% 26% 31% 32% 31% 37%
Художественно- эстетическое 41% 23% 36% 27% 29% 44% 10% 32% 58%
социально- коммуникативное 38% 30% 32% 24% 35% 54% 16% 27% 57%
Физическое развитие 9,5% 85,7% 48% 5% 50% 45% 0 19,1% 80%

В дополнении к основной программе «Развитие+» в качестве вариативной части я реализую долгосрочный проект «Умники и умницы», который подразделила на две части: для детей второй младшей и средней групп проект «Хочу все знать», а для детей старшей и подготовительной групп проект «Раз – ступенька, два – ступенька».

Цель проекта: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребёнка, позволяющей ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладевать школьной программой.

Задачи:

1.Создание условий, способствующих развитию познавательной активности детей.

2.Формирование и расширение представлений детей о себе, своей семье, гендерной принадлежности.

3.Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

4.Развитие воображения и творческой активности.

5.Развитие умений устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительной самооценки.

  • Ожидаемые результаты программы:

— владеют знаково-символическим моделированием;

— анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • — производят синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнивают и сопоставляют;
  • — осуществляют классификацию; устанавливают аналогии;
  • — самостоятельно выбирают способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • — осознанно и произвольно выстраивают речевое высказывание в устной форме;
  • — осуществляют действия по образцу и заданному правилу.

Для мониторинг эффективности результатов познавательного развития детей использую диагностику Н Лункиной, Р.Немова, М.Шумаковой:

Реализация проекта «Умники и умницы» помогла детям использовать полученные ранее знания, умения и навыки успешно адаптироваться к новым условиям и развить интерес к дальнейшему получению знаний.

Важную роль в развитии ребёнка играет окружающее пространство. При организации предметно-пространственной развивающей среды группы я учитываю то, что она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую и коммуникативную функции. Пространство группы организовано в Центры активности и оснащенных большим количеством развивающих материалов. Предметно-пространственная игровая среда организовывается так, чтобы дети могли свободно участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься своим любимым делом, используя свои знания, организовать творческие игры современного содержания. Мобильность создаваемой предметно-пространственной игровой среды позволяет детям ее трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. Предметная среда еженедельно обновляется, изменяется в соответствии с темой недели и образовательной ситуации. Для того чтобы заинтересовать ребенка и побудить его на дальнейшие действия, мотивировать ребят на познание нового, каждое утро их ждет новый сюрприз, который натолкнет их на тему дня. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды, а так же развитие интереса родителей к указанной теме и мотивирование стремления к взаимодействию.

В организации работы с детьми я использую следующие методы:

— метод проблемного и развивающего обучения — побуждение детей к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;

— наглядные методы: опорные схемы, таблицы и карты, в которых развиваются память, мышление; формируются навыки объяснительной речи и умение обосновывать свои мысли, делать выводы, размышлять;

метод проектных технологий, в которых формируется умение использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;

метод экспериментально — исследовательской деятельности, в которых, опираясь на опыт ребенка, формируется сенсорно — перцептивная сфера у детей, представление о предметах, явлениях природы;

метод неожиданных решений, основанный на том, что детям предлагается новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей, акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом;

метод предъявления заданий с неопределенным окончанием заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации; побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов;

метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций часто ролевых;

метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили): детям предлагается избирать неверный путь достижения цели, а обнаружив это, начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

В своей педагогической деятельности, в соответствии с ФГОС ДО, я использую современные технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий. Мной проводится комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья детей. В образовательной и самостоятельной деятельности предлагаю детям пальчиковую и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и самомассаж лица, ритмопластику, динамические паузы и игры с речевым сопровождением. Большое значение уделяю спортивным и подвижным играм. В центре здоровья детям предложен спортивный инвентарь: гимнастические палки и мячи, кегли, гантели, «ленивые» тренажеры и массажные коврики, эспандеры, скакалки и многое другое. Из бесед, викторин и проблемных ситуаций дети пополняют знания о здоровом питании, культуре поведения во время приема пищи.

Все это позволило повысить уровень развития физических способностей детей; стабилизировать эмоциональное благополучие каждого ребенка; повысить уровень речевого развития; снизить уровень заболеваемости.

Информационно-коммуникативные технологии позволяют идти в ногу со временем и стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Для улучшения качества образовательной деятельности и повышения мотивации детей, я подбираю дополнительный материал к НОД, создаю презентации и видеоролики познавательного характера, моделирую жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни. Помимо презентаций в своей работе я использую обучающие программы. Выполняя задания, ребенок самостоятельно планирует, выстраивает логику конкретных действий, событий. У детей заметна тенденция развития способности к прогнозированию результата действий. Пришлась и по душе детям работа на интерактивной доске. У них появилась возможность «увидеть себя со стороны», наблюдая за действиями сверстников. Использование интерактивной цифровой лаборатории «Наураша» позволяет детям проводить эксперименты самостоятельно: индивидуально и парами. Наряду с образовательной, лабораторию «Наураша» я так же применяю во внеурочной деятельности. Так же использую в работе бесконтактный сенсорный игровой контроллер Kinect. Содержание комплекса основано на интеграции видов детской деятельности и охватывает все образовательные области. Дети выбирают понравившуюся тему и самостоятельно решают поставленные перед ним задачи. Например в теме «Краски осени» детям предлагается определить: «Чей листок?», «Сосчитай листочки». В теме «Семья» — отгадать загадку и составить слово-отгадку. Очень нравится детям интерактивная игра «Кто я?», в ходе которой ребенок составляет последовательный описательный рассказ. Выполняя предложенные игры приставки «Играй и развивайся», дети не только имеют возможность применить имеющиеся знания и умения, но и развить ловкость, быстроту реакции, закрепить ориентировку в пространстве.

Личностно-ориентированные технологии.

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство во взаимоотношениях «взрослый – ребенок». Совместно с детьми придумываем и изготавливаем игры: подбираем картинки, задумываем правила игры. Полученный продукт, сотворенный детскими руками, используем в игровой самостоятельной деятельности. В рамках проводимых недель добра совместно готовим развлечение для малышей, идем к ним в гости и в завершении мероприятия дарим игру ребятам. Наблюдая за красотами окружающего мира или под впечатлением экскурсий, дети часто предлагают запечатлеть увиденное в творческой работе. Так рождаются шедевры из природного или бросового материала: панно, картины, иллюстрации к сказкам, которые используются в дальнейшем в Центре «В гостях у сказки». Изготавливаем так же пособия, игрушки, подарки на праздники. Совместно определяем творческую деятельность: разучиваем танцевальные движения, танцы, песни, придумываем сценки. Составляем концертную программу для родителей. В ходе совместно-партнерской деятельности у каждого ребенка есть возможность проявить и развить свой творческий потенциал.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы и решением основных задач. Игры с использованием палочек Кьюизенера, логических блоков Дьенеша, квадрат Воскобовича – направлены на развитие познавательных способностей детей. Любимы детьми моей группы игры, развивающие творческие способности: «На что похожа клякса?», «Назови по описанию», «Дорисуй» и др. Использование мной проблемно-игровой технологии помогает ребенку решить поставленную перед ним задачу, пройдя через игру, удовлетворив свой познавательный интерес. Одним из любимых и занимательных занятий для детей – игровые наборы различных Lego – конструкторов и конструкторов ТИКО, «Простейшие механизмы», «Мои первые механизмы». Так же моим дошколятам интересны интеллектуальные игры-викторины, «Я знаю названия…» и т.д., позволяющие продемонстрировать свои знания, а элемент соревновательности является мотивационным стимулом для проявления активности.

Так же в своей работе я использую экспериментально-исследовательские технологии (М.Султанова). Работу в этом направлении веду постоянно: на занятиях НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирую к экспериментированию и в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организована предметно-пространственная среда: создан Центр исследования, где дети ставят элементарные опыты над предметами, приобретают сведения об их свойствах, углубляют свои знания например: дышит ли растение, как цветок пьет воду и др). Здесь же, в ходе игр -экспериментов, дети получают навык работы с различными инструментами: обыкновенной пипеткой, лупой, микроскопом. Так же проводим длительные по времени опыты (например: испарение воды, проращивание семян). Моделируем реально существующие объекты, например вихрь, кристаллы и др. С помощью опытов и экспериментов в своем сознании дети формируют картину окружающего мира, основанную на собственных наблюдениях, устанавливают взаимосвязи, умозаключения.

В педагогической практике так же использую образовательную технологию проектная деятельности. С Большим Азартом дети включаются в проекты «Веселая иголочка» и «Бисеринка». В процессе вышивания нитками и бисером, занимаясь бисероплетением, у детей, наряду с развитием мелкой моторики и творческими способностями, развивается и цветовосприятие, закрепляется навык счета и умение прочитывать схему. Атмосфера творческого сотрудничества создают общий положительный эмоциональный настрой, дети становятся более внимательными, чуткими, развивается творческое мышление, усидчивость.

Так же в творческих проектах с удовольствием участвуют и родители.«Осенние фантазии» и «Цветочный день», «Моя мама – мастерица» и «Профессия – солдат», «Новогодний переполох» и «Снежинка». В ходе познавательного проекта «Птицы нашего края», совместно с детьми родители изготовили кормушки и развесели их по территории детского сада. Итог проекта подведен ярким развлечением с участием родителей «Синичкин день». Дети гордятся талантами своих мам и пап.

Информационно-социальные проекты: «Что в имени моем», «Моя семья» «Космические дали»,«Мой папа – защитник Родины», «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Герои Великой Победы», «Огонь: друг или враг?»- способствуют социализации детей, воспитывают чувство патриотизма, любовь к Родине, к своим близким, уважение к людям. В социальном проекте «Дари добро», организованным мною участвовали все дети и родители детского сада. Дети и воспитатели в детском саду, а родители дома, изготавливали различные поделки, готовили концертную программу. Поделки продавали на благотворительном концерте, а все вырученные средства были перечислены в РусФонд для лечения детей, больных онкологическими заболеваниями.

Подтверждением результативности работы являются творческие достижения воспитанников:

2017 год – городской конкурс чтецов «Весна победы» в рамках фестиваля детского творчества «Богословская звезда», 2 участника диплом;

2017 г — всероссийская познавательная викторина «Сила знаний», 2 участника, дипломы I и II степени.

2018 г. – всероссийская познавательная викторина «Весеннее пробуждение», 2 участника, дипломы I степени

2020 г. – всероссийская познавательная викторина «Обитатели Севера» 2 участника, дипломы I степени.

2020 г. – городской фотоконкурс детских рисунков «Мой любимый мультгерой», 2 участника.

2020 г. – всероссийский патриотический конкурс чтецов, посвященный Дню России «Мне о России надо говорить…» 2 участника, дипломы I степени.

Мои достижения:

2017 г. — всероссийский конкурс «Основной механизм повышения качества дошкольного образования ФГОС ДО», диплом за I место;

2017г. — всероссийский педагогический конкурс профессионального мастерства «Лучший педагог года» в номинации «Лучший дидактический материал», название работы: «Волшебная книга», диплом I степени.

2019 г. – всероссийский педагогический конкурс «Моё лучшее мероприятие», в номинации авторский материал «Веселое приключение», диплом лауреата.

2019 г. — всероссийский педагогический конкурс «Мастер золотые руки» в номинации декоративно-прикладное искусство дидактический материал «Веселые игрушки»

2020 г. — всероссийский конкурс «Просторы космической вселенной», номинация «Красоты вселенной!» дидактический материал лэпбук «О космосе», диплом I степени.

2020 г. – всероссийский патриотический конкурс чтецов, посвященный Дню России «Мне о России надо говорить…», диплом I степени.

Раскрытие личного творческого потенциала, профессиональной компетентности, педагогического мастерства нашли отражение в трансляции педагогического опыта:

2017 г. – представила НОД для педагогов города: «Путешествие в Букварию», «В поисках пропавшего друга»;

2019 г. – представила НОД для педагогов и родителей по развитию речи «В гости к сказке»

С 2016 года являюсь участником сетевого педагогического сообщества на международном образовательном портале Маам.ру. http://www.maam.ru/users/710450

Имею свидетельство и Благодарственное письмо о публикации на образовательном портале Всероссийского издания «Портал образования» НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Букварию» https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=3719

Я — творческая личность. Вместе с коллегами с большим удовольствием участвую городском конкурсе художественной самодеятельности «Грани таланта». Инструментальный ансамбль «Перезвон» и танцевальный коллектив «Карамелька» не раз очаровывали зрителей своим выступлением, а мои вышивки и вязаные изделия занимают достойное место в выставках.

Я очень люблю свою работу! Мне важно помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством явлений и научить этому родителей детей моей группы. Конечно без коллектива единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, музыкальных руководителей, руководителя по физическому воспитанию невозможна реализация задач развития дошкольников. На данный момент мне удалось развить интерес у родителей и желание сотрудничать с детским садом. Именно единство в целях и взглядах помогает достичь высоких и стабильных результатов в воспитании подрастающего поколения.

681
RSS
Комментарий удален
Ольга, болею за Вас, желаю удачи, успеха в конкурсе!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.