Аналитическая записка воспитателя Ротц Марины Ивановны
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Родничок»
Аналитическая записка
о результатах педагогической деятельности
Автор:
Ротц Марина Ивановна,
воспитатель
соответствие занимаемой должности
2020 год
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Одним из направлений работы МАДОУ является «Взаимодействие с семьей в условиях реализации ФГОС ДО», что я взяла как приоритетное направлением моей работы.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует.
В ФГОС ДО прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Закон «Об образовании в РФ» п.1, ст.44 «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Цель семьи – здоровый, смышленый, активный, инициативный ребенок, который сможет успешно продолжить свое образование в школе, совпадает с целевыми ориентирами детского сада.
Цель педагога – создание единого пространства развития ребенка в семье и детском саду, привлечение родителей как активных участников воспитательного процесса. Достижение цели возможно лишь при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
В связи с этим необходимо по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья – детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
•Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи.
•Повысить компетентность родителей.
•Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
•Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
•Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Сегодня организующая роль педагога по отношению к семье характеризуется следующим комплексом факторов:
- •активное распространение педагогических знаний среди родителей;
- •практическая помощь семье в воспитании детей;
- •пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- •вовлечение родителей в педагогическую деятельность.
Основные принципы взаимодействия можно сформулировать так:
1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2. Индивидуальный подход.
3. Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их потребности и воспитательные запросы).
4. Информационная открытость.
5. Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Мой общий трудовой стаж: 11 лет, стаж педагогической работы 6 лет. В настоящее время я работаю воспитателем средней группы. 2017 году закончила ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», специальность: «Психолого-педагогическое образование», квалификация: «Бакалавр».
В своей практической деятельности широко использую современные технологии, реализующие принцип активного вовлечения ребенка в различные виды деятельности: игровую, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательную (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Освоение современных образовательных технологий в педагогической практике: развивающее обучение; проблемное обучение; коллективный способ обучения; проектный метод обучения; здоровье сберегающие технологии; информационные технологии и др.
Для развития познавательной и социальной активности старших дошкольников ведется работа по обогащению предметно — пространственной развивающей среды в группе, стимулирующей самостоятельную творческую деятельность, детскую инициативу. Широко использую информационные технологии в организации различных видов детской деятельности. Данная работа реализуется на основе ФГОС ДО построения образовательного процесса: все материалы подбираются с учетом возраста детей, текущей темы или предстоящих событий календарного планирования (календарные и народные праздники, тематические недели и т. д.).
В соответствии с ФГОС ДО успешно реализую основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, которая разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой «Вдохновение», под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой.
Владею системой знаний об основных закономерностях возрастных и индивидуальных особенностях воспитанников. В работе с дошкольниками применяю личностно-деятельностный подход, позволяющий развивать интеллектуальные способности и творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
По результатам педагогической диагностики у воспитанников отмечается положительная динамика развития:
С 2017-2018 г. младшая группа (в период реализации программы «Радуга»)
— познавательное развитие – 2017 г. — 50%, 2018 г. — 61% — прирост на 11%;
— речевое развитие – 2017 г. — 47%, 2018 г. — 71% -
прирост на 24%;
— художественно-эстетическое развитие — 2017 г. — 61%, 2018 г. — 78% — прирост на 16%
— социально-коммуникативное развитие – 2017 г. — 49%, 2018 г. — 62% — прирост на 13%;
— физическое развитие – 2017 г. — 75%, 2018 г. — 81% — прирост — 6%.
с 2018 по 2019 г. учебном году при переходе на программу «Вдохновение»
— познавательное развитие – 2018 г. – 34 %, 2019 г. -78 % — прирост на 44%;
— речевое развитие – 2018 г. – 37%, 2019 г. – 56% — прирост на 19%;
— художественно – эстетическое развитие – 2018 г. – 32%, 2019 г. – 56%, прирост на 24%;
— социально – коммуникативное развитие — 2018 г – 29%, 2019 г. – 61 %, прирост на 32 %;
— физическое развитие – 2018 г. – 57%, 2019 г. — 72 %, прирост на 15 %.
В 2019-2020 учебном году воспитанники показали следующие результаты:
Начало учебного года: средний-55%; незначительно выше среднего -24%; значительно выше среднего -21%.
Конец учебного года: средний -48%; незначительно выше среднего -27%; значительно выше среднего -25%.
Работу с родителями строю на основе сотрудничества и тесного взаимодействия. Результатами нашего сотрудничества можно считать:
помощь в совершенствовании развивающей среды;
участие в культурно-творческих и спортивно-массовых мероприятиях детского сада и города (конкурсы, выставки, соревнования, т.д.);
обобщение опыта ДОУ и семьи и опыта семейного воспитания;
укрепление и сохранение материально-технической базы группы.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложиласьопределённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя.
Для создания информационной среды, максимально отвечающей потребностям семьи, большое внимание уделяется оформлению информационных стендов (они не перегружены информацией, но в то же время отражают динамику изменений, чтобы быть интересными). На стендах размещается актуальная информация, фотоотчеты о прошедших праздниках, выставках, конкурсах, методические рекомендации для родителей. Также родители просматривают информацию на официальном сайте ДОУ.
Достижения воспитанников
Под моим руководством воспитанники принимают участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях разного уровня. Занимают призовые места.
2018г. — «Неопалимая Купина», (участие);
2018г. — Конкурс детского рисунка «Автомобиль мечты», (участие);
2018г. — Детский декоративно-прикладной конкурс «Пасха-красная», (1 место);
2019г. — Детский декоративно-прикладной конкурс «Христос рождается-славите», (участие);
2019г. — Детский декоративно-прикладной конкурс «Христос рождается-славите», (Победитель в номинации);
2019г. — Открытый фотоконкурс «Разноцветные краски жизни», (участие);
2019г. — Творческий конкурс «Мир насекомых или приключение Букашки»,(победитель);
2019г. — VI-городской конкурс-парад колясок и детского транспорта, (2 место);
2019г. — Конкурс «Надежды России», (победитель);
2019г. — Детский декоративно-прикладной конкурс «Пасха-красная», (участие);
2020г. — Семейный конкурс декоративно-прикладного творчества «Рождественская чудо-ёлочка», (3 место);
2020г. — Семейный конкурс декоративно-прикладного творчества «Рождественская чудо-ёлочка», (участие);
2020г. — Детский декоративно-прикладной конкурс «Христос рождается-славите», (участие);
2020г. — Конкурс детских рисунков и поздравительных открыток, посвященный Дню Защитника Отечества, (участие);
2020г. — Творческий конкурс среди дошкольных и образовательных учреждений «Спасатель-профессия отважных», (участие);
2020г. — Фотоконкурс «Мой любимый мультгерой», (участие);
2020г. — V-ый городской фестиваль-парад«Ай да саночки», (участие);
2020г.- V-ый городской фестиваль-парад«Ай да саночки», (2 место);
2020г. — Творческий конкурс «Космическая эпоха», (участие);
2020г. — Детский декоративно-прикладной конкурс «Пасха-красная», (участие).
Участие в профессиональных мероприятиях
Педагог, участвуя в конкурсах, приобретает опыт поиска и систематизации наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий. В рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самокритичного самоанализа.
2018г. — Декоративно-прикладной конкурс «Наша Победа!»( IIIместо);
2018г. — Конкурс «Я люблю свою работу», Карпинского отделения ВОО «Молодая Гвардия Единой России (участие);
2018г. — Детский декоративно-прикладной конкурс «Пасха-красная» (благодарственное письмо за подготовку участников);
2018г. — Благодарственное письмо за активную работу в профсоюзе;
2019г. — Диплом куратора, международный творческий конкурс «Мир насекомых или приключение Букашки»;
2019г. – Детский декоративно-прикладной конкурс «Пасха-красная» (благодарственное письмо за подготовку участников;
2019г. — Диплом куратора, VIII Международного конкурса «Надежды России»;
2020г. — Детский декоративно-прикладной конкурс «Христос рождается-славите, (благодарственное письмо за подготовку участников);
2020г.- Творческий конкурс «Космическая эпоха», (участие);
2020г.- Учебно-методический центр инновационного образования 3D –моделирование с образовательным набором RoboRoboRoboKit (участник семинара);
2020г.- Учебно-методический центр инновационного образования «ИКаРёнок без границ», (участник семинара);
2020г.- Учебно-методический центр инновационного образования «Современный детский сад», (участник семинара);
2020г.- Детский декоративно-прикладной конкурс «Пасха-красная» (благодарственное письмо за подготовку участников);
2020г.- Муниципальный этап ХII областного фестиваля творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта — 2020», (участие).
Ежегодно принимаю участие в «Туристическом слёте отдела образования»; «Лыжне России»; «Летней спартакиаде профсоюза работников образования»; «Зимней спартакиаде профсоюза работников образования»; «Празднике семейного туризма, посвященному Дню защите детей».
Для повышения своего профессионального роста проходила курсы повышения квалификации:
- 1)24.03.2018 — 25.03.2018 г. — «Реализация требований ФГОС ДО на примере внедрения инновационной основной образовательной программы дошкольного образования „Вдохновение“»,16 часов.;
- 2)17.09.2018 — 20.09.2018 г. — «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО», 32 ч.;
- 3)25.04.2019 — 27.04.2019 г. — «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в условиях образовательной организации», 16 часов;
- 4)22.06.2020-23.06.2020 г. — «Создание развивающей речевой среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО», 15 часов
Распространение педагогического опыта.
Активно представляла свой опыт педагогическому сообществу через участие в городских семинарах:
2017 г.- «Формирование познавательного интереса через проектную деятельность ДОУ»;
2018 г. — «Использование ТИКО конструирования в формировании элементарных математических представлений»;
Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия ДОУ и семьи — двух важных социальных институтов социализации ребенка, дает положительные результаты. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, что дает возможность родителям быть не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка.
Воспитателям и родителям всегда необходимо помнить, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.