Аналитическая записка воспитателя Абдрахмановой Натальи Владимировны

Дошкольный возраст — это этап, на котором происходит активное усвоение детьми родного языка, в этот период осуществляется развитие всех сторон речи. Непременным условием для всестороннего развития ребенка, является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Потому как развитие речи и ее основные функции в период дошкольного детства служат залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, а так же залогом успешной учебной деятельности.Исходя из этого, одной из главных задач воспитания и обучения детей является формирование речи и её дальнейшее развитие.

Работая на группе детей с тяжелыми нарушениями речи, свою педагогическую деятельность строю в соответствии с федеральной, региональной, муниципальной политикой в области дошкольного образования, а также нормативно-правовыми документами образовательного учреждениятакими как:

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155, с общеобразовательной программой МБДОУ № 2.

Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013г. № ИР-535/07

«О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в

Российской Федерации»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13) и др.

Проблема реабилитации детей, страдающих нарушением речи, не теряет своей актуальности на современном этапе.В логопедические группы нашего детского сада поступают дети с диагнозом «общее недоразвитие речи».

Основной целью образовательного учреждения является осуществление коррекционно-развивающей деятельности и создание развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, — воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области «Речевое развитие»ставит следующие задачи: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; как предпосылки обучения грамоте.

Вследствие чего, организация сопровождения детей с особыми образовательными потребностями требует создания специальных условий обучения и воспитания, использование специальных методов и приемов.

Изучив нормативно-правовые документы, специальные методы и приемы обучения детей с тяжелыми нарушениями речи выбрала эффективное направление для работы по средствам игровой технологии – сказкотерапия.

В связи с этим мною была определена цель: создание оптимальных условий для развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи, посредством игровой технологии — сказкотерапии

Реализация поставленной цели осуществлялась через решение следующих задач:

— Подобрать и разработать комплекс дидактических игр и пособий, направленных на развитие связной речи, для проведения НОД с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

— Создать предметно развивающую пространственную среду в группе.

  • — Способствовать педагогической компетенции педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Особое внимание уделяю интересам детей, индивидуальным особенностям применяя гендерно – дифференцированный подход, что позволяет обеспечить разностороннее развитие каждого ребенка, создать благоприятный климат в группе.

Мною разработанные сказки, согласно лексическим темам, которые позволяют ребёнку решать многие проблемные ситуации: преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, формировать выразительную и связную речь. Сказки помогаю запомнить ряд календарных событий, сезонных изменений в природе, делать открытия, учится взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, овладевать различными видами деятельности, воплощать в них собственные впечатления.

Результатом такой работы стал показ двух театральных представлений, которые проходили в нашем детском саду перед детьми других групп. В сказке «Мишка — Задира» дети не только смогли передать характер героев, но и смогли донести до маленьких зрителей правила поведения, умения дружить и мериться с друзьями. Видеофрагмент по сказке был отослан на городской конкурс « GreenTeam» где мы заняли 2 место. В этом году мы так же принимали в муниципальном конкурсе «GreenTeam», где ребята моей группы продемонстрировали отрывок сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

И вторым показом стала сказка «Заюшкина избушка». Где дети не только выразительно читали по ролям, но уже так же смогли показать танцевальные умения, что свидетельствует о расслаблении детей на сцене и умении ориентироваться в пространстве. Передать атмосферу сказочного представления. В показе этой сказке принимали участие дети всей группы.

Таким образом, сказкотерапия способствует развитию творчества детей, социализации, коммуникации, обогащению впечатлений и развитию эмоций детей. Дети легко входят в контакт с взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому, отображению познанного. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий

Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении школьной программы в будущем.

Подобранные и апробированные методы и приемы, такие как: сказкотерапия, «Фиолетовый лес», развивающие игры В.В. Воскобовича, пчелки Биботы, информационно – коммуникативные технологии, «ТИКО – конструктор», пескография, а также организация деятельности детей в специально созданной предметно — пространственной среде способствовало успешному освоению детьми адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Что подтверждают результаты обучения по всем образовательным областям;

На период с 2018 – 2020 динамика по областям;

Познавательное развитие

на начало обучения: низкий 64%, средний 36%, высокий 0%,

— конец обучения низкий уровень 16%, средний 66%, высокий 16%

Социально-коммуникативное развитие

на начало обучения:

низкий 65%, средний 35%, высокий 0 %

— конец обучения низкий уровень 8%, средний 60% высокий 32%

Художественно — эстетическое развитие

на начало обучения:

низкий 65%, средний 35%, высокий 0%

— конец года низкий 8%, средний 60% высокий 32%

Речевое развитие

на начало обучения:

низкий 75%, средний 25%, высокий 0%

— конец обучения низкий 25%, средний 65%, высокий 10%

Конечно в достижении таких результатов, не обошлось без участия родителей. Работу с родителями строю на основе партнерских отношений. Необходимо помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь оттого, насколько правильно будут построены отношения между специалистами и родителями.

В своей работе с родителями использую и нетрадиционные формы работы: педагогические гостиные, познавательно-игровые викторины с участием взрослых и детей, выставки совместных поделок, презентации. Хочу отметить что, большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация, где родители получают консультации специалистов.Разработаны буклеты «Что нужно ребенку для развития речи», папки-передвижки по темам. Часто использую фотовыставки с мероприятий садика и нашей группы, выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению знаний детей.

С целью распространения и обмена опытом работы среди коллег активно принимала участие в методических мероприятиях детского сада и интернет конкурсах

2019 Всероссийский конкурс фотографий (I место диплом)

2019 Городской конкурс «Разноцветные краски осени» номинация «Золотая осень» (II место)

2019 участие на муниципальном этапе областной экологической кейс-игры для детей дошкольного возраста «GreenTeam» (II место диплом)

Так же являюсь куратором многих городских, областных, всероссийских конкурсов, где дети занимают призовые места.

2018 год, городской семейный конкурс декоративно — прикладного творчества «Ёлочка — сувенир в подарок», диплом участника.

2018 год, городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь», номинация «Лучшая защита проекта», проект «Может жить ёжик в неволе»; диплом участника.

2019 Центр развития и творчества «СО-Творения» Общероссийский конкурс «Краски осени» (грамота 1 место)

2019 Городской конкурс «Разноцветные краски осени» (грамота 2 место)

2020 Городской конкурс «Я исследователь» номинация Живая природа. (Участие)

Зарегистрирована на международном образовательном портале МААМ.RU. https://www.maam.ru/users/natalica83.

Периодически размещаю профессиональные разработки и статьи, о проведенных мероприятиях, на официальном сайте детского сада.

В 2019-2020 учебном году совместно с учителем-логопедом, являлась руководителем городской инициативной группы «Сказочные лабиринты игр В.В.Воскобовича», где делилась методическими разработками и опытом в данном направлении.

А так же представляла свой опыт на городском семинаре по теме: «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ в ДОУ».

Регулярно повышаю свой уровень педагогической компетентности через вебинары, практикумы, курсы повышения квалификации, семинары, конференции, форумы.

Анализ результатов показывает, что данная система работы обеспечивает качественное разностороннее и личностное развитие детей и доказывает результативность и целесообразность проделанной работы.

470
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.