Аналитическая записка воспитателя Гладких Евгении Эдуардовны

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения творческой активности в специфических для детей дошкольного возраста формах: игры, познавательной и исследовательской деятельности» (ФГОС ДО п.2.6., п.1.2.(4).

Сегодня в современном мире происходят стремительные изменения во всех сферах деятельности, поэтому российское общество сегодня нуждается в грамотных, физически, морально и духовно развитых гражданах. Качество образования один из важных показателей здоровья общества.

ДОУ – это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. Дошкольное учреждение (ДОУ) дает старт развитию личности ребенка, именно от того, как ребенок развивается в детстве, во многом зависит успешность его в дальнейшей жизни.

В современных условиях требования к педагогу очень высоки, ведь воспитатель является главным действующим лицом педагогического процесса. Педагогу необходимо приобретать новые знания, получать больше информации, решать новые задачи, совершенствовать навыки и умения, иметь соответствующую квалификационную категорию. Что позволяет использовать нестандартные формы работы с детьми и родителями, дает возможность выбрать методы работы, которые, в конечном счёте, будут эффективны при воспитании и обучении самых маленьких членов общества. Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает то, что окружает его дома и в детском саду. Постепенно его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми.

Педагоги и родители понимают, что мало вырастить ребенка, надо его еще и правильно воспитывать, чтобы не покалечить ранимую детскую психику. Как только дети начинают посещать детский сад, жизнь для них изменяется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на принимаемые ими решения, повлиять на их физическое и психическое здоровье.

Приоритетной целью образования в современном обществе становится развитие личности, готовой к гуманному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, а это возможно лишь в том случае, если ребенок здоров, ведь только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие.

Каждому ребенку независимо от его происхождения или условий жизни необходимо:

быть здоровым,

находиться в безопасной обстановке,

получать удовольствия от жизни, добиваться поставленных целей,

приносить пользу обществу и стремиться к благополучной жизни.

1.Общие сведения

В данном учреждении работаю с 1993 года в должности воспитателя. В своей работе использую как традиционные формы проведения занятий и мероприятий, так и нетрадиционные.

Основное направление педагогической деятельности – создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;

-развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;

-способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника.

Эффективно использую здоровьесберегающие технологии, что предполагает охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей. Дифференцированный подход к воспитанию и обучению детей позволяет мне работать с детьми, учитывая их индивидуальные особенности, что помогает добиваться положительных результатов.

В своей работе с детьми использую примерную образовательную программу «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. и парциальную программу Б.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Реализую поставленные задачи:

— в области социально-коммуникативного развития детей активно применяю игровые технологии, дидактические игры и упражнения, что позволяет сделать непосредственную образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной. У воспитанников повысилась активность и любознательность. Создавала ситуацию успеха для каждого ребенка и атмосферу положительного сотрудничества. Результатом работы стали: умения детей договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры и сформированность положительных отношений между детьми.

— в области познавательного развития детей применяла технологии «Метод проектов», «Центры активности». Реализованы проекты: «Транспорт», «Овощная корзина», «Насекомые», «Берегите птиц!», «Этот загадочный космос». Использование данных технологий направлены на формирование у детей навыков постановки элементарных опытов и умений делать выводы на основе, полученных знаний и результатов, а также на развитие стремлений к поисково-познавательной деятельности, что способствует овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Дети любознательны, проявляют устойчивый интерес к исследовательской и проектной деятельности, используют различные источники информации для познавательно-речевого развития. Способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.

— области речевого развития использовала методы наблюдения, дидактические игры и упражнения. Дети умеют поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или нет с мнением сверстников. Умеют делиться с педагогами и другими детьми разнообразными впечатлениями;

— в области художественно-эстетического развития применяла разнообразные формы работы. Разработала рабочую программу для малышей «Каляка-Маляка» с использованием нетрадиционных техник. Это позволило привить детям любовь к рисованию, лепке и аппликации. Результат работы по данному направлению – участие родителей в мероприятиях для детей, организованные выставки работ для родителей, участие в городских и всероссийских конкурсах для детей;

— в области физического развития – у воспитанников сформированы потребности в двигательной активности, этому способствовали реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, использование разнообразных форм: утренняя гимнастика, дыхательная и пальчиковая гимнастика, динамические паузы, физкультурные досуги и развлечения, спортивные мероприятия.Разработала рабочую программу «Будь здоров, малыш!» и «Азбука безопасности».

2.Самообразование

В межаттестационный период продолжала работу по самообразованию, т.к. воспитатель обязан постоянно повышать уровень своего образования. Изучала теоретический и практический материал по темам:

1. «Дифференцированный подход в оздоровительной работе с дошкольниками».

2. «Формирование основ безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни».

3. «Воспитание экологической культуры дошкольников».

Обучение на курсах повышения квалификации позволило повысить уровень собственного профессионального мастерства, углубить знания по теме самообразования.

3.Участие в мероприятиях (заседаниях ГМО, конференциях, семинарах, вебинарах)

Работаю в тесном сотрудничестве с педагогами своего детского сада и дошкольными учреждениями города. Делюсь своим накопленным опытом с коллегами, выступаю с докладами, сообщениями на заседаниях педагогического совета и методических объединениях воспитателей. Являюсь постоянным участником городских инициативных групп воспитателей «Формирование безопасного поведения дошкольников»; «Формирование речевой культуры детей дошкольного возраста» и «ТИКО-конструирование в ДОУ»; «Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-эстетического воспитания», городских семинаров в МБДОУ.

Использую Интернет — технологии при организации образовательного процесса, изучении педагогического опыта, создала электронное портфолио- http://evgeniyag.netfolio.ru. Имею публикации на сайте «ИНФОУРОК».

Представляла опыт своей работы среди коллег ДОУ:

2017 год – городской семинар-практикум «Ярмарка индивидуальных педагогических идей».

2019 год – участие в городском мероприятии экологической направленности для воспитанников старшего дошкольного возраста «Знатоки природы».

Систематическое участие во всероссийском дне бега «Кросс Нации», в массовой лыжной гонке «Лыжня России», в летней и зимней Спартакиаде работников образования.

4.Использование современных образовательных технологий.

Считаю, что деятельность современного воспитателя невозможна без использования современных образовательных технологий. Поэтому постоянно изучаю и внедряю в образовательный процесс передовые технологии обучения. На своих занятиях использую современные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. На занятиях применяю активные формы обучения: ролевые игры предметные, групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, игру-путешествие, малую театрализованную постановку. С целью достижения новых образовательных результатов, использую следующие современные образовательные технологии.

Игровые технологиина этих занятиях дети имитируют реальные ситуации, обыгрывают придуманный сюжет или восстановленный сказочный сюжет, мини-историю.

По подходу к ребенку использую личностно-ориентированную технологию, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Технологию сотрудничества, которая заключается в реализации принципов демократизма, равенства партнерства воспитателя и ребенка.

Здоровьесберегающие технологии, что предполагает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. В здоровье-сберегающих технологиях использую такие приемы: защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж).

Технология консультативного сопровождения-благодаря освоению этой технологии мне удается осуществлять консультативное взаимодействие с музыкальным работником, физруком и другими педагогами.

Групповые и подгрупповые способы обучения – способствуют формированию коммуникативных навыков у детей.

Дифференцирование – это способ, который позволяет работать с детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Среди освоенных мною новых технологий можно привести такие, как:

1. Игровые технологии В.В. Воскобовича – повышает уровень познавательных и творческих способностей.

2. В. Цвынтарный «Играем пальчиками, развиваем речь» — направлена на развитие речи через развитие ручной и пальчиковой моторики с использованием мини — тренажеров (выкладывание спичками, нанизывание бисером и т.п.).

3. «Игры – драматизации» обеспечивают автоматизацию звуков речи в непринужденной обстановке.

4. Б.П. Никитин «Развивающие игры» — развивают любознательность, активность, воображение, творчество, коммуникативные навыки.

5. Включаю в занятия игровые упражнения: «Хорошо — плохо», игры на основе анализа поступка, ситуации, игры «Наоборот» на противоречия.

5. Динамика достижений детей.

  • Образовательная программа нашего детского сада строится на принципе личностно – ориентированного взаимодействия. Целью образовательной программы является создание условий для индивидуального комплексного развития каждого воспитанника с учетом физического и психического состояния ребенка, через уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание единого пространства развития ребенка с учетом его индивидуальных особенности.
  • Очевиден положительный результат проделанной работы. Знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.

Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ. Мониторинг качества освоения программы показал следующие результаты:

2017-2018уч.г. (младшая группа): «Социально-коммуникативное развитие»-69%;

«Познавательное развитие»- 68%; «Речевое развитие»- 60%; «Художественно-эстетическое развитие» — 69%; «Физическое развитие» — 74%.

2018-2019 уч.г. (средняя группа): «Социально-коммуникативное развитие»- 77%; «Познавательное развитие»-69 %; «Речевое развитие»- 63%; «Художественно-эстетическое развитие»- 74%; «Физическое развитие» — 76%

2019-2020 уч.г. (старшая группа): «Социально-коммуникативное развитие»-78%; «Познавательное развитие»- 88%; «Речевое развитие»- 80%; «Художественно-эстетическое развитие»- 80%; «Физическое развитие» — 80%

Для успешного физического развития детей строю свою работу совместно: детский сад – семья. В начале учебного года провожу анкетирование родителей с целью учесть их пожелания и внести возможные коррективы в работу по укреплению здоровья дошкольников. Заметно снизились заболевания ОРВИ и ОРЗ у детей, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе, т.к. отмечается высокая посещаемость детей.

В своей работе стремлюсь дать детям знания, умения самостоятельного выполнения определенных заданий, то есть работаю в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Основным методом моей работы является педагогика сотрудничества, когда я и ребенок общаемся и действуем «на равных». Систематизирую работу в группах, микро-группах так, что позволяет ребенку самому поставить цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

Проанализировав результаты диагностирования, даны рекомендации для родителей.

6.Участие детей в конкурсах, выставках, соревнованиях, фестивалях.

Дети моей группы подвижные, инициативные и любознательные, постоянно стремятся к познанию нового и интересного. Они активные участники различных конкурсов:

*муниципальный творческий конкурс «Волшебный цветок», 3 место;

*городской Фестиваль детского изобразительного творчества для дошкольников «Юные таланты» в номинации «Декоративно-прикладное искусство», 1 место; в номинации «Художественное слово», 1 место;

*городской конкурс чтецов «Весна победы» номинация «Искренность в исполнении», грамота;

*городской конкурс творческих работ «Помните! Через года, через века …», благодарность; грамоты 1, 2 место;

*городской интеллектуальный конкурс «Умная детка», участие;

*Международный творческий интернет-конкурс «Art -Авангард», Всероссийский конкурс «Доутесса», Всероссийский интернет-конкурс «Изумрудный город», Всероссийский конкурс «Радуга Талантов», Всероссийский творческий конкурс «Рассударики»- призовые места.

7.Позитивные результаты деятельности воспитателя.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у дошкольников я начала с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе, которая благоприятно влияет как на физическое здоровье, так и психическое. Ведь развивающая среда – это окружение, с которым ребенок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Предметно-развивающая среда является часть социальной среды, она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребенка. Поэтому организовывать ее надо так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. Для обеспечения дифференцированного и индивидуального подходов создана развивающая предметно-пространственная среда, используемая воспитанниками в совместной и самостоятельной деятельности: «Центр книги», «Центр творчества», «Исследовательский центр», «Строительный центр», «Познавательный центр».

В группе создала центр «Уголок безопасности», в оснащении которого можно подбирать и разрабатывать дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности и ЗОЖ. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. В этом центре есть дидактический и демонстрационный материал. Здоровый ребёнок дошкольного возраста – жизнерадостный, устойчивый к неблагоприятным факторам, с высоким уровнем выносливости и работоспособности.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

Применяю такие здоровье-сберегающие технологии: динамические паузы подвижные и спортивные игры, релаксация; гимнастики: пальчиковую, дыхательную, бодрящую, для глаз, самомассаж. Занятия по ОЗОЖ.

Внедрение здоровье-сберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и самое главное улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Реализую программу «Азбука безопасности»

Цель Программы «Азбука безопасности»:

Формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.

Задачи Программы:

  • 1.создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
  • 2.познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице);
  • 3.сформировать умение самостоятельно применять их в жизни;
  • 4.активизировать внимание родителей к решению задач по ОБЖ;
  • 5.воспитывать стремление уважать свои права и права других, желать добра другому, готовность действовать сообща.

Работая по теме самообразования «Воспитание экологической культуры дошкольника» строю занятия с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Создала условия для осуществления опытно-экспериментальной деятельности, где проводились с детьми простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой. В результате проводимой практической деятельности у детей формируется диалектическое мышление, сообразительность, пытливость, самостоятельность. Занятия по экологии прививают любовь к родному краю, воспитывают чувство гордости, ответственности за свою Родину, знакомят с традициями нашего народа с устным народным творчеством, развивают творческую деятельность детей. Таким образом, в результате проделанной работы я добилась хороших результатов:

— дети усваивают основы бережного отношения к живой природе,

— освоили нормы поведения в природном окружении,

— научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.

8.Повышение профессионального мастерства.

Осуществление педагогического процесса в современных условиях требует от педагога широкого кругозора в области образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями. Поэтому особое место в моей деятельности, как воспитателя, занимает повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом с коллегами. Прошла обучение на следующих курсах повышения квалификации:

  • «Организация инклюзивного образования в образовательной организации в соответствии с ФГОС» — 72 часа;
  • «Оказание первой помощи работникам образовательных организаций» — 16 часов;
  • «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в условиях ОО» — 16 часов;

«Исследовательский педагогический поиск. Инновационная образовательная технология ТИКО-моделирование», 4 часа.

9.Участие в жизни ДОУ.

Принимаю активное участие в жизни детского сада. Являюсь членом творческой группы детского сада, отвечаю за оформление помещений и территорий детского сада. Подхожу к оформлению творчески, стараюсь, чтобы оно было не только эстетически красивым, но и несло развивающую задачу.

10.Взаимодействие с родителями.

Конструктивное взаимодействие с родителями – залог успешной деятельности педагога. Применяю разнообразные формы работы: родительское собрание, беседы, индивидуальное и групповое консультирование, организация совместных мероприятий, дни открытых дверей, использование различных наглядных средств, информационно-просветительских стендов. Обязательно учитываются мнения родителей их запросы относительно воспитания и обучения, предоставления информации по видам детской деятельности. Организую различные совместные формы деятельности родителей и детей. Хотя приходится признать существование фактов, когда родители с неохотой относятся к проводимым мероприятиям. В течении года провожу открытые занятия для родителей для ознакомления с приёмами и методами, используемыми в работе.

11.Взаимодействие с педагогами ДОУ.

Целью моего взаимодействия с педагогами является осуществление эффективного дифференцированного и индивидуального подхода при организации образовательной работы. Совместно с педагогом-психологом, музыкальным работником, физкультурным работником планирую и организую работу по изучению воспитанников и созданию условий, обеспечивающих их успешное развитие.

Стараюсь быть в курсе современных достижений педагогической науки, изучаю методическую и педагогическую литературу, использую интернет ресурсы.

Среди коллег, родителей воспитанников пользуюсь уважением, заслуженным авторитетом. В отношениях с окружающими людьми стремлюсь быть отзывчивой, доброжелательной.

598
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.