Аналитическая записка воспитателя Жолобовой Ирины Павловны
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, познавательно — исследовательская деятельность является:
— формой детской активности
— ведущей в развитии познавательной активности детей
— условием социализации дошкольников
— способствует успешному достижению воспитанниками целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребёнка. Вместе с тем на протяжении дошкольного возраста она сама претерпевает изменения в плане структуры и средств осуществления. Это необходимо учитывать при создании условий для развития познавательной активности детей.
Цель педагогической деятельности: создание условий, направленных на формирование и развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
— внедрить в практику новые интерактивные технологии, способствующие развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности,
— разработать и апробировать учебно-методический комплект по организации детской познавательно — исследовательской деятельности в соответствии с возрастными особенностями;
— обогатить развивающую предметно – пространственную среду группы через создание мобильного центра «Хочу всё знать» с целью развития познавательной инициативы воспитанников,
— совершенствовать модель взаимодействия с родителями с целью повышения их педагогической компетенции по вопросу развития познавательной активности детей.
Принципы, заложенные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (индивидуализации; содействия и сотрудничества детей и взрослых; поддержки инициативы детей; формирования познавательных интересов; возрастной адекватности) являются для меня основными при организации как совместной, так и самостоятельной деятельности детей на протяжении всего дошкольного возраста.
Современные образовательные технологии (здоровьесберегающие, игровые, технологии проектной и исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные технологии, технология «ТРИЗ» и другие) на современном этапе развития системы дошкольного образования являются необходимым условием успешной организации образовательно – воспитательного процесса.
Мониторинг уровня сформированности навыков поисково – исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста на основе методик Прохоровой «Выбор деятельности» и В.С. Сюркевич выявил следующие результаты: 11% детей выбрали экспериментирование как интересный для них вид деятельности вторым или третьим выбором. И достаточно большой процент воспитанников имеют средний 52% и допустимый 37% уровень познавательной активности.
Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми проводила по трём взаимосвязанным направлениям:
-живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.).
-неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).
-человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
Все темы усложняю по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдала следующие правила:
1.Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2.Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во — первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во — вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В — третьих, они практически безопасны.
В — четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
-Постановка проблемы.
-Поиск путей решения проблемы.
-Проверка гипотез, предположений.
-Обсуждение увиденных полученных результатов.
-Формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет мне активизировать мыслительную деятельность воспитанников, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Одним из условий для познавательно — исследовательской деятельности является наличие развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Практика подсказывает, что полностью заменить предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда будет способствовать формированию познавательной и двигательной активности.
В связи с тем, что работаю в разных возрастных группах, создала мобильный центр «Хочу всё знать», оснащенный необходимым оборудованием по ознакомлению с различными веществами и материалами: водой «Капелька с загадками»; воздухом «Невидимый хозяин», песком и почвой «Таинственный мир», мыльной пеной «Советы мыльного пузыря», магнитом «Волшебные чудеса»; подобрана картотека опытов, оформлены альбомы в виде зарисовок «Дневник опытов и экспериментов»; функционирует фотогалерея «Ужасно интересно все то, что неизвестно».
Хочется отметить, что дети с огромным интересом ждут занятий в лаборатории. Вместе с детьми создаем схемы опытов и экспериментов.
С целью развития тактильных ощущений, умения определять и описывать предмет на ощупь в центре имеются «контейнер коллекций» и ящик ощущений. С их помощью воспитанники знакомятся с различными объектами, предметами, у ребят развиваются навыки классификации по различным признакам и сенсорные навыки. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции включают в себя те объекты, предметы, которые сами дошкольники могут собрать и их родители:
коллекция семян «Зернышко», гербарий «Удивительные растения», коллекция бумаги «Мастерская художника, коллекция ткани «Ателье Золушки», коллекция «Волшебная Пуговка», коллекция ракушек «Морские чудеса», коллекция камней «Кладовая Земли».
Наши коллекции пополняются за счет материалов, которые дети привозят из различных мест, которые они посещают во время отдыха. Любой подобный объект служит поводом для разговора, обсуждения.
Одной из форм развития познавательной активности и организации образовательного процесса является технология «Путешествие по карте». Ребенку проще познать мир «путешествуя по картам, глобусу». С их помощью дети знакомятся не только с историей, с животным миром и растительным миром, но и с тем, в какой природной зоне они размещены и почему именно там. Карта и глобус помогают детям наглядно видеть, как огромна ее территория, как разнообразен рельеф.
Работая с атласом, картой, находящимися в центре, знакомлю детей с охраняемыми территориями России, которые называются заповедниками. Совместно с детьми находим самый большой океан, самую большую пустыню «Сахара», рассказываем о климате, о богатствах недр полезными ископаемыми. Так постепенно шаг за шагом, читая доступные детям книги, работая с картами, глобусом мы знакомимся с историей, узнаем, сколько стран на Земле.
Познавательно – исследовательская деятельность — это интегрирующийся с другими видами детской деятельности вид деятельности.
Наблюдение является одной из форм исследовательской деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако, само наблюдение может происходить и без эксперимента.
Интеграция между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не видна: труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Свет», и другие.
Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Занимательные игры – опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.
Кроме того, познавательно – исследовательская деятельность интегрируется и с другими видами детской деятельности. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Возможны следующие сочетания: чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты. Художественное слово имеет большое значение, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
Проводимый ежегодно мониторинг педагогической деятельности позволяет сделать вывод о том, что увеличилось количество детей с высоким уровнем речевого развития с 28% (2017г) до 75% (2020г).
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Связь детского экспериментирования с художественным творчеством тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Мониторинг показал увеличение количества воспитанников с высоким уровнем художественно – эстетического развития с 30% (2017г) до 75% (2020г)
Содержание работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
реализую в трех блоках педагогического процесса:
— специально организованная образовательная деятельность;
— совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;
— свободная самостоятельная деятельность детей.
При проведении НОД у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если? А затем в совместной деятельности – закрепляются полученные ранее представления.Наличие карточек опытов и экспериментов с алгоритмом действий помогают детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
Для поддержания интереса к экспериментированию дети получают задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочных героев, персонажей «Почемучки», «Незнайки», «Знайки» и др.
При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определённые правила:
1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
2. Не сдерживать инициативу детей.
3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
Отношения с детьми мы строим на основе партнерства. Большую радость удивление и даже восторг воспитанники испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.
Детская любознательность, расширение словарного запаса, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах — это предпосылки для восприятия естественно-научных представлений. В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.
Применяемые современные образовательные технологии позволили повысить результативность организации совместной деятельности.
— ИКТ (позволяют в игровой, яркой и доступной для детей форме не только заинтересовать, дать новые знания, но и закрепить ранее усвоенные),
— виртуальные экскурсии (благодаря им воспитанники смогли побывать там, где не смогли побывать в обычной жизни «Берёзовая роща», «Подводный мир», «Кто на дереве живёт», «Вода стихия грозная» и др.)
— технология интеллект – карт ( позволяют обобщить имеющиеся знания по теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря, упражнять в подборе ассоциаций)
— технология креативного мышления «Шляпы де Боно» (с целью развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазией, успешно используется с воспитанниками в практической деятельности при изучении и обсуждении объектов и явлений природы.
— технология ТРИЗ (её методы помогают развивать логическое мышление, речь у детей, преодолевать застенчивость и робость, учат отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудную ситуацию самостоятельно находить оригинальное решение)
-технологии проектной деятельности.
В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательной деятельности.
Реализованы познавательно — исследовательские проекты:
— «Мир динозавров» (2019 г.) в подготовительной группе. Создание макета «Мир динозавров».
— «Выросла репка» (2018 г.), продуктом проекта стала непосредственно образовательная деятельность театрализованное представление «Репка».
— «Цветы в городе» (2018 г) старшая группа, продукт проекта фотоальбом «Городские цветы»
— «Цветные льдинки» (2019 г.). Итогом проекта стало украшение для деревца–бусы из цветного льда.
— «Дикие животные наших лесов» (2019 г). Выставка рисунков- ладошковая живопись «Дикие животные Урала»/
— «Как животные готовятся к зиме» (2020 г). Театрализованное представление «Зимовье»
Проекты стали прекрасной возможностью создания целостного взаимообогащающегося процесса по познавательному, социально – коммуникативному, художественно-эстетическому и речевому развитию воспитанников.
Учебно – методический комплект по организации детской познавательно — исследовательской деятельности, в который вошли методические материалы (конструкты НОД, картотеки игр, наблюдений, опытов и экспериментов), дидактические материалы (видеоматериалы: видеозаписи, научно – популярные фильмы; аудиоматериалы: фонограммы, аудиозаписи; электронные средства образовательного назначения: виртуальные экскурсии, слайдовые презентации) позволил систематизировать накопленный материал, оснастить педагогический процесс новыми технологиями, формами и методами организации детской деятельности и соответственно повысить качество образования детей дошкольного возраста.
Организация опытно-экспериментальной деятельности, создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности, реализация познавательно – исследовательских проектов способствовали развитию у детей умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; формированию навыков сотрудничества в совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности и как результат — положительной динамике освоения образовательной области «Познавательное развитие», что подтверждено результатами мониторинга:
младший дошкольный возраст (2017-2018 г.): с 10% до 35% (прирост 25%).
-старший дошкольный возраст (2019-2020 г.): с 35 % до 70 % (прирост 35 %);
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками.
Постоянно держала родителей в курсе событий, создавала возможность для ознакомления с результатами детской деятельности, в форме организации фотовыставок, фотогазет, фотоотчетов, создании буклетов по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях, как провести выходной, каникулы. Организуя работу с родителями воспитанников, использовались разнообразные формы взаимодействия: экспресс — опросы, изготовление тематических папок — передвижек, выпуск информационных газет, буклетов, фотоотчётов, презентаций, а так же консультаций на сайте детского сада.
Развитию познавательной активности, а также социально-коммуникативному развитию способствовало активное взаимодействие с социальными партнерами. Анализ возможностей социо-культурного окружения лег в основу разработки структуры взаимодействия с социальными партнёрами. С целью развития познавательной активности, развития интереса к окружающему миру были организованы разные формы взаимодействия с ДООЦ (Экскурсии, посещение выставок и дней открытых дверей), с городским краеведческим музеем (интерактивные экскурсии), с пожарной частью ( экскурсии и практические занятия), а также с разными театрами («Почемучка», «Шоу мыльных пузырей», «Научная академия опытов»)
Созданные условия и вовлечение воспитанников в поисково- исследовательскую деятельность повысило уровень их познавательной активности, что подтверждается результатами проведенного мониторинга.
Принимала активное участие в профессиональных конкурсах:
— на уровне ДОУ:
2018 г. — смотр-конкурсы «Лучший центр уединения», 1 место;
«Лучший центр науки и моторики», 1 место;
— на уровне городского округа:
2018 г. – Грани таланта, Художественное слово, 3 место;
2018 г. Городской туристический слет работников образования, конкурс капитанов — 3 место;
2019 г. Городской туристический слет работников образования, капитан команды «Орлёнок», 1место;
— участие во всероссийских и международных интернет — конкурсах:
2017 г. Сертификат участника окружного семинара «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО. Интерактивная стена»,
2017 г. Международный конкурс «ИКТ в детском саду», работа интерактивная игра «Разрезные картинки»;
2017 г. Благодарность за активную помощь при проведении Международного конкурса «Толерантный мир»;
2019 г. Всероссийский конкурс «Применение ИКТ в обучении и воспитании», 2 место;
2019 г Международный творческий конкурс «Живой мир», сертификат участника;
2020 г Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогических работников «Применение ИКТ в образовательно-воспитательном процессе образовательной организации», 3 место;
2020 г Международный конкурс декоративно-прикладного творчества «В мастерской деда Мороза», 2 место.
Неоднократно успешно транслировала опыт педагогическому сообществу городского округа Карпинск
2017 г. – руководитель городского методического объединения воспитателей групп раннего возраста, где представляла методические рекомендации по организации развивающей предметно – пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО,«Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста», «Инновационные технологии, формы и методы организации образовательной деятельности», а также «Нетрадиционные формы работы ДОУ с родителями как условие их эффективного сотрудничества».
2018 г. – семинар – практикум «Игра в образовательном процессе ДОУ», в ходе которого представила опыт работы по теме «Игры с микроскопами. Виртуальная экскурсия на луг», в ходе которой гости семинара смогли не только рассмотреть в микроскопе фрагменты насекомых и цветов, но и побывав на лугу помогли пчёлке собрать мёд.
2019 г. — мастер-класс для педагогов города «Опытническая и
экспериментальная деятельность дошкольников», на котором собравшиеся педагоги вспомнили волшебные свойства магнита, а также получили новые знания об играх с магнитами.
Непрерывно повышаю уровень профессионального мастерства через освоение новых профессиональных компетентностей, совершенствование теоретических и практических знаний на семинарах, вебинарах, онлайн-конференциях, марафонах.
Эффективность своей работы по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность считаю успешной.