Аналитическая записка воспитателя Шипиловой Ларисы Владимировны
В своей педагогической деятельности стараюсь следовать мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского: «…берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний». Поэтому приоритетным в своей деятельности считаю создание условий, которые помогают детскому любопытству, перерасти в любознательность, способствуют раскрытию личностного потенциала каждого ребёнка.
Свою профессиональную деятельность осуществляю в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ № 17, которая обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому. Ведущие цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, выравнивание речевого и психофизического развития, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.Коррекционная работа в группе направлена на достижение целевых ориентиров, на этапе завершения дошкольного детства, таких как, овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты. Всё это и формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
В своей педагогической деятельности использую следующие инновационные педагогические технологии:
-технология сотрудничества,
-здоровьесберегающая технология – мандалотерапия,
-теория решения изобретательных задач,
-технология проектной деятельности,
-мнемотехника для развития связной речи.
Все технологии использую во взаимосвязи друг с другом.
Технология сотрудничества занимает в педагогической деятельности особое место, так как воспитатель и ребёнок общаются и действуют «на равных», как партнер по игре, оставляя за детьми право выбора. Что позволяет развивать интеллектуальные способности и творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Здоровьесберегающая технология «Мандалотерапия» интересна тем, что мандала представляет собой мостик между внутренним и внешним миром человека, между его сознанием и подсознанием. Когда мы создаем мандалу, мы закладываем в нее глубокий смысл. Изображаем свою душу и можем посмотреть со стороны на процессы, в ней происходящие. С помощью кругов можно проводить коррекцию эмоционально-волевой сферы дошкольника, и не быть при этом психологом. Данная технология действительно творит чудеса.
Технология проектной деятельности интересна воспитанникам, она формирует у них интерес к окружающему миру, развивает любознательность и самостоятельность. Для организации исследовательской деятельности разработана картотека опытов с водой, воздухом, почвой, светом, магнитом и подобрано оборудование, и алгоритмы работы с предметами. С воспитанниками проводилось много различных проектов и творческих работ в группе, в ходе реализации рабочей программы. Вот, по мнению, воспитанников, самые интересные исследовательские проекты: «Волшебница вода»; «Соль в жизни человека»; «Такой непростой карандаш»; «Мой волнистый попугай Жека», картотеки и альбомы, которых интересны им вновь и вновь.Почти все проекты заняли на муниципальном уровне призовые места.
Методы технологии ТРИЗ использую в проектной деятельности, для формирования творческого мышления, фантазии, расширение словарного запаса, кругозора, накопление опыта, и формирование анализа ситуаций у ребенка. Я не даю готовые знания, не раскрываю детям истину, а учу ее находить самим, в результате деятельности. Дети учатся придумывать свои сказки, сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.
В своей педагогической деятельности широко использую информационно-коммуникативные технологий, что позволяет в наиболее доступной и привлекательной форме для воспитанников достигать нового качества знаний воспитанников, информированности родителей. Совместно с детьми совершаем виртуальные экскурсии в музеи нашей необъятной Родины, а после путешествия, делаем зарисовку понравившихся картин, предметов.
Для развития речевых навыков детей активно использую игровые технологии. Игровые умения помогают детям раскрываться в коллективе, наладить взаимоотношения в группе. Мной создана картотека сюжетно-ролевых игр с разработанными в них проблемно-игровыми ситуациями: «Зоопарк», «Детская поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «День рождение». А для достижения положительных результатов в развитии связной речи использую технологию мнемотехника И. М. Сеченова, И. П. Павлова, где применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Тема самообразования «Нетрадиционные, смешанные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», тесно переплетается с моим хобби и заставляет меня узнавать все больше нового и интересного на педагогическом поприще.
Для удовлетворения потребностей воспитанников в творческой деятельности и родителей (законных представителей) реализую рабочую программу по художественно-эстетическому развитию «Акварелька», для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных, смешанных техник рисования.
В изостудии «Акварелька» дети познакомились с различными изобразительными техниками; учились приемам работы с различными материалами и технологиям изготовления работ нетрадиционными способами изображения; совершенствовали умения в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Эти занятия способствовали развитию у детей художественного вкуса, творческого потенциала, эстетическому восприятию окружающего мира; умению свободно экспериментировать с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Для развития ребенка в самостоятельной деятельности, в группе созданы развивающие центры: «Занимай-ка», «Времена года», « Речевой центр», «Я-исследователь», «Звукознайки», «Наша библиотека», «Умелые ручки», «Я — спортсмен», «Я – художник», «Я – музыкант», «Сюжетно — ролевые игры», «Безопасность», Мини-музей «Часы», уголок уединения «Дом». Материал, представленный в центрах, периодически меняется в зависимости от тематических недель, проводимых в группе, предметы и дидактические игры, расположенные в центре, находятся в свободном доступе для детей.
Неотъемлемой частью всего педагогического процесса является работа с родителями. Важную роль при реализации цели играет привлечение родителей как единомышленников. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе является неотъемлемой частью успешного воспитания и развития дошкольника.
Для повышения компетентности родителей по проблеме воспитания и развития детей дошкольного возраста использую различные формы работы: родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями, наглядная пропаганда (папки – передвижки), совместное проведение развлечений (утренники, мероприятия) мастер-классы по различным темам, по запросам родителей, организация выставок, различные конкурсы. Представление информации о жизни ребенка в группе, через персональный сайт педагога, группы в мессенжерах и социальных сетях. Ссылка на персональный сайт педагога https://66000404.есимп.рф
По итогам мониторинга, в течение последних трех лет прослеживается стабильно положительная динамика развития воспитанников. За 2017-2020 год наблюдается увеличение количества детей с допустимым уровнем освоения АООП по образовательным областям: физическое развитие с 29% до 85 %; речевое развитие – с 20% до 78 %; познавательное развитие – с 35% до 81 %; социально-коммуникативное развитие – с 24% до 92%; художественно-эстетическое развитие с 38% до 97 %.
Результаты работы по применению инновационных технологий были представлены педагогическому сообществу на заседаниях городской инициативной группы «Педагогические технологии по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольном учреждении как средство реализации ФГОС ДО», мастер-классах «Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»; «Рисования текстилем»; «Мандала — терапия, как средство отдыха для души»; «Горячий пластилин».
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Сегодня уже недостаточно получить базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию.
С 2019-2020 учебного года, являюсь руководителем городской инициативной группы «Педагогические технологии по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольном учреждении как средство реализации ФГОС ДО».
Участники группы – педагоги дошкольных образовательных учреждений ГО Карпинск. В рамках инициативной группы провела пять плановых заседаний, где рассматривались различные методы и формы педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник рисования. Второй частью заседания были мастер-классы, они необходимы для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня мастерства и обмена передовым опытом между участниками педагогического сообщества.
В Сети-Интернет ООО МАУНЕД «МАГИСТР» опубликовала конспект интегрированного занятия «Праздник знаний, проделки старушки Шапокляк» в электронном формате.
Активно принимаю участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня в 2018-2020 годах:
-Всероссийский (интернет — конкурс) «Лучший формат урока (занятие)», диплом 3 степени.
-Муниципальный конкурс детского декоративно-прикладного творчества «Пасха красная». Благодарственное письмо за подготовку участников, 1,2 место.
-Всероссийский (интернет – конкурс) среди воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций «Педагогическое мастерство в детском саду 2020», «Лучший конспект занятия», диплом 3 место.
Воспитанники группы являются активными участниками конкурсов различного уровня в 2018 – 2020 годах:
-Городской открытый фотоконкурс «Как я провел лето», 1 место
-Муниципальный конкурс детского декоративно-прикладного творчества «Христос рождается, славите», 1 место.
-3 городской Фестиваль детского изобразительного творчества для дошкольников «Юные таланты», 1 место.
-Городской конкурс чтецов «Весна Победы», диплом 2 степени.
-Муниципальный конкурс детского декоративно-прикладного творчества «Пасха красная», 1, 2 место.
-Городской конкурс, выставка декоративно — прикладного и технического творчества «Уральские звездочки – 2019», 1 место.
-Муниципальный конкурс детского декоративно-прикладного творчества «Христос рождается, славите», 1, 2 место.
-Городской фотоконкурс детских рисунков «Мой любимый мультгерой», 2 место.
Постоянно повышаю уровень квалификации, через курсы повышения квалификации, форумы, конференции, которые дают возможность не только узнать о новых требованиях и технологиях современного образования, но, прежде всего, встретиться с единомышленниками: с людьми, искренне преданными своему делу, с безграничной любовью к своему предмету, детям.
Свою деятельность считаю соответствующей современным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу, результаты
работы – удовлетворяющими потребностям воспитанников и родителей (законных представителей).