Аналитическая записка Деринг Светланы Сергеевны
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, произошедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Учитывая что, именно в дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя
в окружающем мире, определила для себя основное направление работы: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, как основа ценностного отношения к окружающему миру».
Цель педагогической деятельности: развитие нравственно патриотических качеств дошкольников через современные образовательные технологии.
Задачи:
1.Внедрить в образовательную деятельность современные образовательные технологии, влияющие на духовно-нравственное развитие воспитанников.
2.Разработать и апробировать в образовательной деятельности программу по развитию культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности.
3.Скоординировать работу по взаимодействию с семьями воспитанников
и социальными партнёрами по развитию задач нравственно — патриотического развития детей.
Таким образом, деятельность по реализации задач нравственно-патриотического воспитания направлена на достижение воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования.
Задачи нравственно патриотического воспитания решала в соответствии с образовательной программой ДОУ через все образовательные области.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» формирует чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические навыки поведения в социуме.
Образовательная область «Познавательное развитие» нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, становление гуманного отношения ко всем народам России в духе интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой области программы патриотическое сознание будущего гражданина будет подкреплено глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.
Образовательная область «Речевое развитие» ведёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы, познакомит с уникальными фактами из жизни страны.
Образовательная область «Физическое развитие» решает задачи по становлению здорового образа жизни, формирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает целый комплекс задач по воспитанию уважения к труду, традициям и промыслам нашего народа, предполагает развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.
Образовательную деятельность осуществляю с учетом принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
— принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых;
— принцип поддержки инициативы детей;
— принцип формирования познавательных интересов;
— принцип возрастной адекватности;
— принцип индивидуализации.
При построении образовательной деятельности включаю в нее современные образовательные технологии, которые направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
— здоровьесберегающие;
— игровые;
— опытно-экспериментальной деятельности;
— проектной деятельности;
— информационно — коммуникационные технологии.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В группе и на участке ДОУ созданы условия для двигательной активности, физического развития. В образовательную деятельность и режимные моменты включала здоровьесберегающие технологии направленные на сохранение и стимулирование здоровья: пальчиковую, артикуляционную, дыхательную, гимнастику для глаз, подвижные игры, спортивные соревнования.
Созданные условия для двигательной активности, используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, направленная на формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, мотивации на здоровый образ жизни способствовали положительной динамике освоения образовательной области «Физическое развитие». Мониторинг физических качеств показал следующие результаты за 2017-2020 гг.: с 45% до 80% (прирост 35%).
Использование игровых технологий и созданные условия для самостоятельной игровой деятельности способствовало развитию коммуникативных навыков, творческих способностей, активизации игровой деятельности и в результате положительной динамике освоения образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», что подтверждено результатами мониторинга за 2017-2020 гг.: с 57% до 74% (прирост 17%).
Инновационные педагогические технологии открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но и нам педагогам, т.к. дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями. Реализованы познавательно-исследовательские проекты, направленные на развитие нравственно-патриотических качеств: «Широкая масленица», «Хлеб всему голова», «Как люди на Руси жили», «История народного костюма», «Я и моё здоровье», «Коллекции моей семьи», «Путешествие по реке времени» (НОД «Символы России»), «Путешествие по карте» (НОД «Животный мир России»), НОД «Все профессии важны» в рамках реализации городского конкурса профориентационных проектов среди педагогических работников, «Сила притяжения Земли» (городской конкурс «Я исследователь»), «Безопасность — это важно».
Реализация познавательно – исследовательских проектов способствовала развитию у детей умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; формированию навыков сотрудничества
в совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности и как результат — положительной динамике освоения образовательной области «Познавательное развитие», что подтверждено результатами мониторинга за 2017-2020 гг.: с 65% до 80% (прирост 15%).
В своей деятельности активно использую информационно-коммуникационные технологии.
Демонстрация видеофильмов дает возможность не только увидеть, но и услышать звуки природы, общественной жизни, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну, музей и пр.
Презентации в соответствии с тематическим планированием направлены как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. При ознакомлении детей с новой темой можно предложить им просмотр видеофрагмента или презентации, а при закреплении пройденного материала можно использовать дидактические компьютерные игры.
Интернет позволяет широко использовать тексты художественных произведений, просмотр мультфильмов или определённых фрагментов.
Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы и предложения, участие детей моей группы в городском конкурсе чтецов «Весна Победы» способствовали лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственному и патриотическому воспитанию, что подтверждено результатами мониторинга по речевому развитию за 2017-2020 гг.: с 58% до 80% (прирост 22%).
Для того чтобы обеспечить вариативность и разнообразие процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников в группе созданы условия для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. В группе есть свои традиции «Утро радостных встреч», «Литературная гостиная», «Конкурс чтецов», посещения театрализованных представлений, библиотеки. В результате у детей повысился интерес к детской литературе, совершенствовалось умение понимать вопросы к литературному произведению, отвечать на них, задавать простые вопросы, сформировался навык пересказа хорошо знакомых сказок и небольших рассказов со зрительной опорой и с помощью взрослого. Для самостоятельной творческой деятельности оформлен центр «Маленькие художники», где дети знакомятся нетрадиционными техниками изобразительного искусства, совместно с родителями проходила работа в «Творческой мастерской».
В процессе художественно-эстетического развития дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей, что подтверждает результаты мониторинга художественно-эстетическое развитие за 2017-2020 гг.: с 45% до 89% (прирост 44%).
Для систематичной и последовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей разработана Программа по патриотическому воспитанию детей«Наша Родина — Россия». Целью Программы является создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями. Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая
и подготовительная к школе группа).
Программа состоит из пяти тематических разделов: «Вместе дружная семья», «Город, в котором я живу», «Культура и традиции», «Широка страна моя родная», «Этих дней не смолкнет слава», которые изучаются и повторяются в каждой возрастной группе. Это позволяет усваивать данный материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
Тематическое планирование по формированию патриотических чувств у детей предусматривает принцип согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными областями.
В ходе апробации программы создан методический комплект, включающий в себя познавательные проекты: «Как люди на Руси жили», «Хлеб всему голова», «История русского народного костюма», «Счастливая дорога от детского сада до порога», «Широкая масленица», «Богатыри земли русской»; разработки непосредственно образовательной деятельности, сборники игр: картотека сюжетно-ролевых игр, подвижные игры народов России, дидактические игры по патриотическому воспитанию; рекомендации для родителей на тему: «Семейное воспитание», «Гендерное воспитание», «Патриотическое воспитание».
Данные ежегодных мониторингов с 2017 — 2020 годы подтверждают успешную реализацию программы по патриотическому воспитанию — уровень приобщения детей к русской народной культуре достиг 85%; сформированость знаний о предметах русского народного быта — 79%; умений воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в продуктивных видах образовательной деятельности — 75%; об отечественных традициях и праздниках — 85%; умение различать виды народного декоративно-прикладного творчества — 75%; самостоятельно моделировать свою деятельность с использованием знаний о народной культуре — 80%; имеют представление о социокультурных ценностях нашего народа — 85%.
Работа по реализации задач патриотического воспитания предусматривает активное взаимодействие с семьями воспитанников.
Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, музыкальной школы, городского дворца культуры) можно говорить об успешной реализации системы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. Цель моей работы с родителями — вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях ДОУ.
В организации работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию использую следующие формы: тематические беседы и консультации, собрания, индивидуальные беседы: «Основы нравственных отношений в семье», «Семейные праздники и их роль в нравственно-патриотическом воспитании», «Использование произведений устного народного творчества и современной литературы в нравственно-патриотическом воспитании детей», «Генеалогическое древо».
После консультации с семьями появились родословные семей воспитанников, была оформлена выставка семейного древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу творчески. Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи.
Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи, рассматривание семейных альбомов всегда вызывает удовольствие и радость, были реализованы исследовательские проекты: «Моя родословная», «Герб моей семьи», «Спасибо деду за Победу».
Налажено тесное сотрудничество с родителями через совместную деятельность с детьми, позволяющее успешно решать актуальные проблемы развития и воспитания дошкольников:
— социальные акции: «Кормушка для пернатых», «Поможем, чем можем», «Свеча памяти», «Георгиевская ленточка-символ Победы», «Сирень Победы», «Посылка солдату».
— совместные ежегодные праздники и выставки: «Мамин день», «Мой папа лучше всех»;
— индивидуальные и групповые консультации: «Роль семьи
в воспитании детей», «Трудности общения»;
— выступления на родительских собраниях: «Кто является первым воспитателем ребенка», «Без духовной общности воспитание не состоится».
— проект «Безопасный маршрут от дома до детского сада». Прокладывая маршрут совместно с детьми, родители были очень внимательны: не забыли указать пешеходные переходы, светофоры, а также названия улиц, на которых находятся их дома. Это способствовало лучшему запоминанию домашнего адреса детьми, а также закрепило правила безопасного поведения на дорогах.
И как результат, дети моей группы с родителями стали активными участниками и победителями в конкурсах различного уровня.
Социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию детей способствовало активное взаимодействие с социальными партнерами: коллективами МЧС, городской библиотеки имени П. Бажова, ГДК, физкультурно-оздоровительного комплекса, ГИБДД.
Распространение педагогического опыта:
1.Открытые мероприятия на уровне ДОУ:
— 2017 г. — для педагогов была представлена технология «Детский совет»;
— 2018 г. — для молодых специалистов — НОД «Цветы»;
— представление опыта работы на педагогических советах:
2018 г. — «Игровые технологии в ДОУ», «Рассмотрение и обсуждение содержательного раздела программы ДО «Вдохновение», «Детский совет»;
2019 г. — «Представление видео рассказов детей «Маленькие важности или важные мелочи».
2.Открытые мероприятия на уровне городского округа:
— 2017 г. – презентация программы «Наша Родина – Россия»;
— 2018 г. — городской семинар для воспитателей дошкольных организаций «Практика реализации современных педагогических технологий в образовательной деятельности ДОУ», НОД с использованием мнемотехники «Дикие животные»;
— 2019 г.- методический день «Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности», НОД «Правила дорожные детям знать положено».
3. Участие в семинарах, педагогических конференциях:
— 2017 г.; — семинар по преемственности «Детский сад – начальная школа» распространение опыта по формированию читательской компетентности
у дошкольников;
— 2019 г. — городские педагогические чтения.
Принимала активное участие в профессиональных конкурсах:
— на уровне ДОУ:
2019 г. — смотр-конкурс «Лучший центр по ОБЖ» — 2 место;
— на уровне городского округа:
2017 г. — конкурс профориентационных проектов среди педагогических работников «Путешествие в мир профессий» — 2 место;
2020 г. — муниципальный этап ХII областного фестиваля творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта — 2020», номинация «Художественная обработка дерева» — 1 место.
— участие во всероссийских конкурсах.
Опыт работы транслировала через СМИ и интернет: сборник материалов областной научно-практической конференции, г. Серов «Актуальные проблемы нравственного воспитания в современном образовании», представление опыта работы «Разнообразные формы взаимодействия с семьёй как основа духовно-нравственного развития дошкольников»; сборник материалов XVII областной научно-практической конференции, г. Серов «Использование современных образовательных технологий: возможности и результаты» представление опыта работы по использованию технологии «Путешествие по реке времени»; публикация во всероссийском электронном журнале «Педагог ДОУ» статья «Как люди на Руси жили» (ссылка: pdou.ru/categories/1/articles/716), публикация разработки НОД «Все профессии важны» на международном образовательном портале Маам.ру, на сайте сетевого сообщества педагогических работников образовательных организаций городского округа Карпинск «Методсовет» (http://conf.karpinskedu.ru) материала: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, как основа ценностного отношения к окружающему миру».
Таким образом, результат работы позволяет сделать вывод, что формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.