Создание творческого проекта

Создание творческого проекта «Литературно-художественный альманах» как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся 5 класса

Пояснительная записка

Под устным народным творчеством понимается художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы. Важнейшей его особенностью является традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации

Обоснование проекта. Каковы учебные задачи современного образовательного процесса? На первом месте формирование у обучащихся универсальных учебных действий, а на основе сформированных универсальных учебных действий приобретение новых знаний и их применение на практике. Работа над данным проектом преследует именно эту цель.

Актуальность проекта. Устное народное творчество актуально в настоящее время, оно является исторической основой художественной культуры, источником национальных традиций, выразителем народного самосознания. Меняется жизнь, появляются новые произведения (сказки, загадки, потешки, скороговорки), они по своей структуре соответствуют жанрам устного народного творчества. Новые произведения появляются потому, что их создание очень увлекательный процесс, который даёт возможность выразить свои чувства, мысли, размышления, умозаключения.

Тип проекта. Творческий проект, его результатом является новый оригинальный «продукт».

Участники: обучающиеся 5 класса.

Планируемые результаты обучения.В ходе проекта учащиеся приобретут:

личностные универсальные учебные действия: способность к созидательной творческой деятельности, целеустремлённости, к самооценке, к оценке деятельности одноклассников;

коммуникативные универсальные учебные действия: способность соблюдать правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения:

регулятивные универсальные учебные действия: способность принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы, планировать сотрудничество;

познавательные универсальные учебные действия: способность осознавать познавательную задачу, самостоятельно находить нужную информацию, осуществлять фиксацию выборочной информации, её анализ, устанавливать причинно-следственные связи.

Цель создания альманаха: формирование УУД средствами заданий творческого характера.

Задачи:

расширить и углубить знания обучающихся по теме «Устное народное творчество»;

— мотивировать обучающихся на создание собственных творческих работ;

— оформить литературно-художественный альманах.

Работа над проектом

В начале изучения раздела «Устное народное творчество» в 5 классе были использованы приёмы ТРКМ: «Кластер», «Синквейн», таблица «Знаю — хочу знать — узнал». В первой графе таблицы обучающиеся указали жанры устного народного творчества, с которыми познакомились в начальной школе. Во второй графе они выразили желание научиться сочинять собственные сказки, загадки, потешки, частушки, скороговорки, третью графу решили заполнить после изучения раздела. Основываясь на их желание, было решено создать «Литературно-художественный альманах»,в который вошли бы собственные работы обучающихся.

Первый этап работы «Погружение»

Обучающиеся знакомились с определениями жанров устного народного творчества, их видами, с композицией сказки, структурой загадок, источниками происхождения пословиц, знакомились со сборником В. И. Даля «Пословицы русского народа». При этом обучающиеся пользовались страницами интернет-ресурса:https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-malie-zhanri-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-782906.html,https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-vozniknoveniya-poslovic-2044226.html,https://vdahl.ru/. Благодаря использованию приёмов ТРИЗ (автор Г. С. Альтшуллер) формировалось положительное отношение к учебному процессу. Приёмы: «Лови ошибку», «Да-нет», «Проверяем с контролем», «Цепочка признаков». На этом этапе развивалиськоммуникативные, познавательные, регулятивные УУД.

Второй этап работы «Сочинительство»

На данном этапе обучающиеся знакомились с азбукой сочинительства: упражнялись в умении рифмовать, подбирать признаки к предметам, подбирать к зарубежной пословице русскую, выявляли основные идеи сказок и определяли композиционные части сказок, знакомились с инструкциями по сочинению сказок, загадок, частушек (см. Приложение 1, 2, 3). Использовались приёмы ТРКМ: «Кластер», «Корзина идей», страницы интернет-ресурса:https://ppt4web.ru/literatura/sochinenie-zagadki.html,https://infourok.ru/didakticheskie-igri-rifmochki-nerifmochki-kak-sredstvo-rechevogo-razvitiya-detey-3234912.html, https://list-english.ru/articles/50proverbs.html,https://infourok.ru/kompozicionnie-chasti-skazki-priskazka-zachin-koncovka-1108005.html, https://infourok.ru/urok-razvitiya-rechi-po-literature-sochini-skazku-s-prezentaciey-2361857.htmlНа этом этапе развивалиськоммуникативные, познавательные, регулятивные УУД.

Третий этап «Самореализация»

Обучающиеся объединялись в группы, планировали свою деятельность, определяли, какой «продукт» будет результатом их деятельности. Они создавали собственные творческие работы: загадки, скороговорки, потешки, частушки, сказки, рисунки. На данном этапе осуществлялось педагогическое сопровождение (поддержка, в основе которой лежит сохраниение максимума свободы и ответственности обучающегося за выбор варианта решения проблемы). Развивались личностные учебные действия — умение определить свою роль в группе, сотрудничать, уважать мнение других; коммуникативные учебные действия — умение задавать вопросы, обсуждать, убеждать.

Четвёртый этап «Презентация творческих работ»

Обучающиеся готовились к публичному выступлению, презентовали свои работы. Коммуникативные учебные действия: умение слушать, излагать свои мысли. Регулятивные: умение выстраивать речевое высказывание. Личностные учебные действия: умение брать на себя определённую ответственность, доброжелательно относиться к окружающим, обладать выдержкой во время выступления, испытывать радость за успех своих одноклассников.

Пятый этап «Рефлексивный круг»

Вопросы для обсуждения:

1.Получилось ли сделать то, что задумали?

2.Понравилось ли заниматься творчеством? Какой этап работы особенно понравился?

3.С какими трудностями столкнулись?

4. Кому хотели бы выразить слова благодарности за помощь в группе?

5.Кого хотели бы похвалить за удачную работу?

6.Хотели бы участвовать в работе над очередным проектом? Почему?

На этапе рефлексии формировались личностные универсальные действия: держаться уверенно и корректно по отношению к окружающим, понимать значение выполненной работы для собственного развития, радоваться успехам одноклассников.

Вывод: проект носил творческий характер, отличался активизацией интеллектуально-познавательной деятельности, привитием навыков ясного и логичного изложения мыслей. Во время работы над проектом формировались способности применять полученные знания на практике, ставить цели и достигать их, оценивать свой вклад в общее дело.

Инструкция по сочинению частушек

1

Продумайте тематику своих будущих частушек. Чаще всего они посвящаются высмеиванию кого-либо или чего-либо, могут быть и частушки-заигрывания, зазывания и т.п. По сути своей, частушка – это небольшое короткое емкое высказывание в стихотворной форме, часто едкое и смешное.

2

Выберите главного героя (или героев) своих частушек. Это может быть как одушевленное лицо (к примеру, ученик Вася), так и неодушевленный предмет (например, тарелка супа). «Эх, тарелочка супочка! В нем соленые грибочки. Супчик вышел на все сто! В гости кто? Пожалуйста!»

3Придумайте характеристики вашего главного героя частушки. Какой он? Каким образом вы хотите показать его в своем произведении? С каких сторон?
Например: «Вася наш – гармонист, очень ловок и плечист! Посадил себе на плечи – сразу я лишилась речи!»

4Подберите рифмы к главным словам частушки, постарайтесь сделать их смешными. Иногда полезно по-доброму посмеяться над собой или друзьями, над проблемами и страхами. Кроме этого, частушки развивают скорость мышления и остроту ума.

5Пробуйте сочинять частушки экспромтом, не вымучивайте их. Издавна на Руси повелось так, что частушка – говорушка, сочинялась на ходу, это мог быть нескончаемый полушутливый диалог даже между едва знакомыми или вовсе незнакомыми людьми, позволяющий оценить ум и прочие качества собеседника.

6Творите ваши произведения без оглядки на какие бы то ни было законы жанра. Соблюдение строгих правил по размеру, рифме и содержанию частушек не устанавливается. Не бойтесь показать свои внутренние эмоции и переживания, не стесняйтесь мыслить нестандартно.

8Исполняйте свои частушки без музыкального сопровождения, либо под балалайку — инструмент, издревле использующийся для аккомпанемента стихотворным острословам.

Подробнее: https://www.kakprosto.ru/kak-74672-kak-sochinit-chastushku#ixzz5xnDTPnLV

Инструкция по сочинению сказок

1Если вы решили написать сказку, то самое главное – придумать интересных героев. Новые персонажи вполне могут привлечь читателей, особенно если персонажи изображены на красочной обложке. Итак, вы придумали основных персонажей. Теперь надо дать им интересные имена. Имя героя может быть напрямую связано с какой-нибудь особенностью его характера. Например, назовите человека, любящего путешествовать, Бродилкиным, и детям сразу будет ясно, о ком идет речь.

2Придумайте название. Название должно интриговать. Скажем, не «Путешествие друзей за ягодами», а «Как Бродилкин и Неряшкин землянику собирали». Дайте понять в названии, о чем пойдет речь. Теперь самое главное – придумать сюжет. Чем остросюжетнее будет сказка, тем она интереснее. Вспомните «Гусей-лебедей»: сколько опасностей пришлось преодолеть героям. Возьмите эту (или любую другую) сказку за шаблон. Ваши персонажи должны преодолеть какие-либо препятствия, возможно – сразиться с врагами и непременно победить их, возможно – перехитрить разбойников.

3Самое главное правило при написании сказки – она должна хорошо заканчиваться. Добрый конец важен, ведь надо дать понять юному читателю, что добро всегда побеждает зло. Чрезмерно не затягивайте сказку, ведь маленький непоседа просто не сможет усидеть, скажем, полчаса, в течение которых мама будет читать ему вашу сказку. И, конечно, в вашей сказке должна прослеживаться мораль — она должна чему-либо учить ребенка.

Инструкция по сочинению загадок

1Для начала определите возрастдетей, для которых будут существовать загадки.

Разделите лист на несколько квадратов, где с одной стороны будет дано изображение, а с другой – текст загадки.

3Загадка должна представлять собой или строфу или осмысленный набор слов, который, несомненно, даст возможность отгадать, о чем идет речь.

4Придумайте загадку, строфу, например, чтобы в первой строке было вступление, вторая строка говорила о характерных особенностях загаданного предмета. Третья и четвертая строки должны давать наводящую подсказку. Строфа должна быть выстроена в рифму.

5Нарисуйте отгадку или напишите под строфой, заключив ее в скобки.

Подробнее: https://www.kakprosto.ru/kak-33958-kak-pridumat-zagadku#ixzz5xySzFIClнее: https://www.kakprosto.ru/kak-4380-kak-napisat-skazku#ixzz5xyRZtgRt

Приложения:
448
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.