Аналитическая записка воспитателя МАДОУ № 4 Герасимовой М.В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Золотая рыбка»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

о результатах педагогической деятельности

участника конкурса «Воспитатель года – 2024»

Исполнитель: Герасимова Мария Владимировна,

воспитатель

Карпинск 2024 г

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

По результатам проведенного мониторинга мной выявлены проблемы развития речи детей моей группы:

— Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так

называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

— Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

— Засорение речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

— Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

— Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный

рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо).

— Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

— Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

— Плохая дикция.

Я считаю, что речь является фундаментом для развития основных видов детской деятельности: игровой, общения, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в моей деятельности как педагога ДОУ.

Внимание к проблеме развития речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих педагогов. Педагог-гуманист Я.А. Коменский, предлагал в качестве средства развития речи использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим. И.Г. Песталоцци в обучении речи устанавливал последовательность: познание внешнего вида предметов, его отличительных признаков на основе восприятия, подбор ряда слов для характеристики предмета, классификация слов и предметов, составление и распространение предложений, объяснение значений слов, составление связных текстов.

К.Д.Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные.

Огромное влияние на содержание и методы работы по развитию речи детей оказала деятельность Е.И. Тихеевой, ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и другие.

Оценив актуальность пробемы и значимость для развития детей дошкольного возраста речи развития речи, я определила цель: обеспечение условий для разностороннего развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, а также успешную подготовку к школе.

Мною был определен ряд задач

— Обогатить предметно-пространственную образовательную среду группы, средствами обучения и воспитания, необходимым оборудованием для рзвития речи детей

— внедрить новые эффективные технологии и методы развития речи дошкольников

— организовать работу с родителями — консультационный клуб «Мама я говорю!»

Для обогащения предметно-пространственной образовательной среды группы средствами обучения и воспитания, необходимым оборудованием для развития речи детей, мною созданы условия для успешного развития речи детей, такие как:

-Центр речевой активности детей

-Демонстрационный наглядный, дидактический, раздаточный

-Картотека пальчиковых игр

-Картотека артикуляционной гимнастики

-Предметы для дыхательной гимнастики, зеркала

-Дидактические игры на обогащение словаря и развитие грамматического строя речи (лото «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии» и др.)

-Массажные мячики и картотека упражнений с ними

— Оформлены картотеки словесных игр

-Альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности

-Изготовлены игры и упражнения для развития речевого дыхания: «Покатай карандаш», «Загони мяч в ворота», «Подуй на елочку», «Мельница»

-Игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на развитие воздушной струи (листочки, легкие перышки, снежинки, султанчики, мыльные пузыри, воздушные шары)

-Оформлены альбомы на закрепление обобщающих понятий, на согласования существительных с числительными и прилагательными по лексическим темам «Одежда», «Мебель», «Фрукты и Овощи» и т. д.

— Схемы для составления описательных рассказов по плану (мнемотехника).

Игровой и обучающий материал меняется или пополняется в группе еженедельно, в соответствии с тематическим планом. Все это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, наблюдательности и воображения.

Активно апробирую и внедряю в своей работе новые методики и технологии для развития речи детей:

Технология «Утренний сбор». Целью и задачами организации утреннего сбора являются, организация свободного общения детей. На утреннем сборе происходит обмен новостями, решаем проблемные ситуации. Выполняю с детьми артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, для которой я создала сборники упражнений. Регулярно провожу беседы о здоровом образе жизни, использую приемы релаксации и смехотерапии (посредством чтения потешек, небылиц, юмористических рассказов и др.

Технология «Сторетеллинг». Рассказывание историй с помощью кубиков с предметными и сюжетными картинками, делает застенчивых детей более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами.

Так же активно использую в своей работе планирование по технологии «Метод 3 вопросов».

Накануне новой лексической темы я начинаю обсуждение с детьми. Что они знают и что хотят узнать по этой теме?

Все ответы, идеи детей фиксируются и получается своего рода наглядный план работы над темой.

Заполненная таким образом «модель трех вопросов» вывешивается в приемной. В этом случае взрослые невольно продолжают разговор с детьми дома — спрашивают, подсказывают, вместе смотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым способом происходит включение родителей в образовательный процесс.

Активно использую возможности технологий «Метод проектов».

В группе реализованы такие проекты как, «Живой родничок», «Сердце природы», «Путешествие капельки», «Вместе» и др.

Ведущая деятельность ребенка в детском саду — игра, в которой происходит непосредственное и систематическое общение педагога и детей. В группе создан центр сюжетно ролевых игр, где размещено оборудование и атрибуты для игр «Больничка», «Кухня», «Гараж», «Парикмахерская», «Кукольный театр», Так же в группе созданы центры «Конструирования», и « Настольно-печатные игры».

В своей практике широко использую образовательные возможности конструктора Lego « Построй свою историю», он специально разработан для развития языковых навыков. Он является практическим средством, способствующим совместной работе воспитанников при создании и пересказе истории с использованием кирпичиков Lego.

Занимаясь с детьми развитием речи с помощью Lego, стала руководителем дистанционной онлайн-игры для дошкольных образовательных организаций Свердловской области «LEGO GAME»

В 2023 году мною была изучена новая технология обучения детей дошкольного возраста чтению «Словолодочки» Ю.Пчелинцевой.. Для работы по данной технологии разработала УМК включающий в себя: образовательную программу « Словолодочки», методический сборник сценариев образовательной деятельности с детьми, комплект увлекательных дидактических игр и упражнений со звуками, словами, помогающий сформировать мыслительные операции, понимать и осмыслять учебную задачу, способствующий овладению навыками речевого общения, а также развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Мною изготовлены следующие дидактические игры как: « Мухи и мёд», «Накорми пони», «Слоговой баскетбол», «Муравьи»

Образовательная информация преподносится так, что дети учатся читать с удовольствием и с пониманием прочитанного. Ребенок усваивает новую информацию лучше, ведь в процессе обучения он находится в своей ведущей игровой деятельности. Он не думает, как выучить буквы или читать слоги. На каждом занятии мы с детьми пускаемся в увлекательное приключение.

Уверена, что дети после занятий по данной методике перейдут в школу читающими с удовольствием, с пониманием прочитанного, со знанием характеристики звуков.

Для просвещения родителей по вопросу речевого развития детей, в группе создан клуб «Мама, я говорю!», где родители получают своевременно ответы на вопросы развития речи детей данного возраста. Могут взять домой игры, получают консультации, берут домой литературу по вопросам развития речи их ребенка. Размещаю актуальную информацию в уголок родительского клуба в приемной в виде буклетов, методических рекомендаций.

Таким образом, применение новых методик и технологий, обогащенная предметно пространственная среда группы, а также целенаправленная работа с родителями способствовали повышению уровня развития речи детей моей группы (достаточная положительная динамика речи наблюдается у 82% детей). Дети научились проявлять интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Самостоятельно пересказывать рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составлять описательные и сюжетные рассказы, сочинять загадки.

Эффективность проделанной работы так же подтверждается результатами мониторинга по другим образовательным областям. В области познавательного развития достаточная положительная динамика наблюдается у 73% воспитанников группы. В области социально- коммуникативного развития достаточная положительная динамика у 78% воспитанников. В области художественно-эстетического развития — у 81% детей группы.

Эффективность проделанной мной работы также подтверждается результатами участия детей средней группы в конкурсах различного уровня (76% воспитанников стали призерами и дипломантами).

Достижения воспитанников за 2022-2024 гг.

Наименование мероприятия Результат Место проведения, дата
1 Фотоконкурс «Селфи с книгой – это модно!» Диплом участника Май 2022 г. Г.Карпинск
2 Международный конкурс творческих работ «Золотая осень» Диплом 1 место Май 2022 г. Г. Москва
3 Всероссийская олимпиада Робоборик «Марафон умников и умниц» Диплом 1 место Декабрь 2023г. Г. Москва
4 Всероссийский конкурс рисунков «Письмо желаний» Диплом 1,2, 3 места Декабрь 2023 г. Г.Москва
5 Всероссийский детский творческий конкурс «Просторы космоса» Диплом 1,2,3 места Апрель 2024 г. Г. Москва
6 Городской конкурс детских творческих работ «Великий май! Победный май! Диплом 1, 2 место Май 2024 г. Г.Карпинск
Активно участвую в работе методического объединения МАДОУ №4 «Золотая рыбка». В декабре 2023 года, представила коллегам мастер класс занятия по методике обучению чтения «Словолодочки». В целях распространения опыта использования новой методики обучения чтению Ю. Пчелинцевой подготовила и выступила с сообщением на городском семинаре-практикуме для заместителей заведующих по ВМР в апреле 2024 г. Результаты профессиональной деятельности представляю профессиональному сообществу на официальном сайте детского сада, на интернет-ресурсах для педагогов.

Личные достижения в конкурсах, форумах, семинарах 2022-2024 гг.

Наименование мероприятия Результат Место проведения, дата
1 Дистанционный VII Всероссийский съезд работников дошкольного образования Сертификат участника Ноябрь 2022 г. Г.Москва
2 Областной фестиваль творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта-2022» Диплом 3 степени Март 2022 г. Г.Карпинск
3 Международный конкурс творческих работ «Золотая осень» Благодарность за подготовку участников Май 2022 г. Г. Москва
4 Конкурс методических разработок Диплом участника Ноябрь 2022г. Г. Москва
5 Педагогические чтения Сертификат участника Март 2022 г. Г.Карпинск
6 Всероссийского патриотического конкурса-акции для педагогов к 9 мая «Окно Победы – 2022» Диплом 3 степени Май 2022 г. Г.Санкт-Петербург
7 Дистанционная онлайн-игра для дошкольных образовательных организаций Свердловской области «LEGO GAME» Благодарность за подготовку участников Февраль 2022 г. Г. Камышлов
8 Публикация методической разработки на международном образовательном портале МААМ Свидетельство о публикации в СМИ Декабрь 2023 г. Г.Москва
9 Участник всероссийского конкурса «Лучший конспект» Диплом участника Декабрь 2023г Г. Москва
10 Педагогические чтения Лучшее выступление Апрель 2024 г. Г. Карпинск
11 Обучающий курс методических семинаров для педагогов и методистов (16 часов) по методике Игралочка Сертификат участника Август 2023 г. Г. Москва
12 Онлайн семинар на платформе системы дистанционного обучения научно-образовательного сетевого издания ВШДА Сертификат участника Декабрь 2023г. Г.Екатеринбург
13 Областной фестиваль творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта-2024» Диплом 1 степени Март 2024 г. Г.Карпинск
14 Онлайн семинар на платформе системы дистанционного обучения научно-образовательного сетевого издания ВШДА Сертификат участника Апрель 2024 г. Г. Екатеринбург
15 Выступление на городском семинаре-практикуме для заместителей заведующих по ВМР в 2024 г. Благодарность за участие Апрель 2024 г. Г. Карпинск

Данные результаты достигнуты, благодаря полученному мною образованию (средне — профессиональное, ГОУ СПО «Северный педагогический колледж», 2011 г. опыту (стаж педагогической работы – 11 лет) и постоянному самообразованию и повышению квалификации.

За вклад в развитие детского сада имею различные грамоты и благодарственные письма, в том числе за подготовку детей к различным конкурсам и за участие в организации различных образовательных мероприятий.

113
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.