Аналитическая записка воспитателя МАДОУ № 2 Верещагиной Е.А.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Улыбка»

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности за 2021-2024 г.

участницы городского конкурса педагогического мастерства

«Воспитатель года 2024»

Верещагиной Евгении Анатольевны

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире.

Приступая к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо обратиться к образовательной политике государства и региона, которая отражена в документах разных уровней.

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года(далее — Конвенция).

Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.

Так, Конвенция о правах ребенка, статья 23 гласит: «Государства – участники признают, что неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».

В областном законе «О защите прав ребенка» (1995г) в главе 3 отмечено, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» глава11 статья 79 и в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования (ФГОС ДО) говорится о необходимости создания гражданам с особыми образовательными потребностями условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных подходов, методов и средств.

Пристальное внимание документов всех уровней на проблему воспитания, развития, защиты ребенка с особыми образовательными потребностями вполне обосновано.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ №2 «Улыбка» является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья особое место занимают дети с нарушением интеллекта.

В настоящее время чаще используется термин «интеллектуальные нарушения», обозначающий атипию развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально – волевая сфера, поведение, физическое развитие.

Я работаю в разновозрастной группе для детей с нарушением интеллекта 20 лет. В нашу группу, в группу для детей с нарушением интеллекта, дети приходят после посещения, заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с 3 до 8 лет.

Об эффективности работы в группе для детей с нарушением интеллекта в период с 2021 по 2024 учебный год свидетельствуют результаты освоения воспитанниками адаптированной образовательной программы по образовательным областям. Мониторинг проводился на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта авторов Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание», психолого-педагогической диагностики умственного развития детей С.Д.Забрамной и с использованием методики Е.А. Стребелевой.

ОО «Социально-коммуникативное развитие».

Спонтанного усвоения общественного опыта, у детей с нарушением интеллекта не происходит. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

По результатам мониторинга заметна положительная динамика.

Уровень 2021 уч. год- 11 детей 2022 уч. год- 11 детей
Низкий 55% (6 чел.) 36% (4 чел.)
Ниже среднего 27% (3 чел.) 27% (3 чел.)
Средний 18% (2 чел.) 36% (4 чел.)
Уровень 2022 уч. год- 9 детей 2023 уч. год- 10 детей
Низкий 78% (7 чел.) 40% (4 чел.)
Ниже среднего 11% (1 чел.) 30% (3 чел.)
Средний 11% (1 чел.) 20% (4 чел.)
Выше среднего 10% (1 чел.)
Уровень 2023 уч. год- 5 детей 2024 уч. год- 8 детей
Низкий 40% (2 чел.) 25% (2 чел.)
Ниже среднего 40% (2 чел.) 38% (3 чел.)
Средний 20% (1 чел.) 38% (3 чел.)

У всех детей сформирован эмоционально — личностный контакт с педагогом, положительное отношение к выполнению режимных моментов. Многие дети научились узнавать родителей, сотрудников и воспитанников группы по фотографиям. Но в силу тяжести нарушений, многие дети не понимают и не выполняют простейших инструкций, неадекватно реагируют на совместную деятельность с другими детьми. Затруднено формирование эмоциональной восприимчивости и отзывчивости.

ОО «Познавательное развитие».

У дошкольников с нарушением интеллекта с самого рождения не возникает активный познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, ориентировочно-исследовательская деятельность не развивается без специально организованных условий воспитания. Это, в свою очередь, приводит к возникновению у детей безразличного отношения к окружающему миру, отсутствию познавательной активности, формированию пассивной позиции к восприятию всего окружающего.

Уровень 2021 уч. год- 11 детей 2022 уч. год- 11 детей
Низкий 73% (8 чел.) 55% (6 чел.)
Ниже среднего 27% (3 чел.) 9% (1 чел.)
Средний 0% 36% (4 чел.)
Уровень 2022 уч. год- 9 детей 2023 уч. год- 10 детей
Низкий 78% (7 чел.) 60% (3 чел.)
Ниже среднего 22% (2 чел.) 20% (2 чел.)
Средний 0% 20% (4 чел.)
Выше среднего 10% (1 чел.)
Уровень 2023 уч. год- 5 детей 2024 уч. год- 8 детей
Низкий 60% (3 чел.) 50% (4 чел.)
Ниже среднего 40% (2 чел.) 25% (2 чел.)
Средний 0% 24% (2 чел.)

Исходя из данных мониторинга, можно заключить, что небольшая группа детей находит, показывает и называет предметы окружающего мира, близким детям по ежедневному опыту; строение тела; некоторых домашних животных; отдельные фрукты, овощи; предметы мебели, одежды; обобщенные представления о явлениях природы. Однако остаются дети, которые в силу нарушений развитии, не фиксируют взгляда на предмете или демонстрационном ряде; удерживают взгляд непродолжительное количество времени, что недостаточно для запоминания. Не могут повторить за педагогом слова-названия, звукоподражания, показать предмет.

ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Дети с нарушением интеллекта до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью.

Уровень 2021 уч. год- 11 детей 2022 уч. год- 11 детей
Низкий 78% (8 чел.) 55% (6 чел.)
Ниже среднего 27% (3 чел.) 9% (1 чел.)
Средний 0% 27% (3 чел.)
Выше среднего 9% (1 чел.)
Уровень 2022 уч. год- 9 детей 2023 уч. год- 10 детей
Низкий 89% (8 чел.) 50% (5 чел.)
Ниже среднего 11% (1 чел.) 20% (2 чел.)
Средний 0% 20% (2 чел.)
Уровень 2023 уч. год- 5 детей 2024 уч. год- 8 детей
Низкий 60% (3 чел.) 25% (2 чел.)
Ниже среднего 20% (1 чел.) 38% (3 чел.)
Средний 20% (1 чел.) 38% (3 чел.)

На завершающем этапе мониторинга можно отметить, что у детей сформировалось положительное отношение к изодеятельности. Многие дети овладели умениями и навыками необходимыми для получения продуктивной деятельности:

— используют различные приемы при лепке, передавая основные свойства и отношения предметов;

— выполняют основные правила работы с материалами и инструментами, необходимыми для выполнения аппликации, наклеивают предметы разной величины, формы и цвета;

— умеют правильно действовать при работе с изобразительными средствами, передавая в рисунках внешние признаки предметов;

— умеют создавать простейшие постройки из строительного материала и палочек;

— многие дети понимают слова, используемые педагогом при создании конструкций- возьми, при неси, палочка, дорожка, гараж и др.

— выполняют элементарные игровые действия, сопровождают жестами, отдельными словами знакомые потешки, сказки;

— участвуют вместе со взрослыми в играх -драматизациях.

Но наряду с успехами остаются и проблемы, такие как:

— многие дети неправильно удерживают кисточку, карандаш, фломастер;

отсутствует внимание к качеству работы;

— часто дети не могут ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать заготовки для аппликации, располагать рисунок;

— из-за слабого мышечного тонуса некоторые дети не могут раскатывать пластилин, удержать кисточку, раскрашивать карандашами;

— требуется помощь в выполнении заданий в технике «рука в руке»;

— дети не могут выучить наизусть стихи, считалки, песенки, пересказывать; подбирать иллюстрации к знакомым произведениям.

ОО «Речевое развитие»:

Уровень 2021 уч. год- 11 детей 2022 уч. год- 11 детей
Низкий 82% (9 чел.) 64% (7 чел.)
Ниже среднего 9% (1 чел.) 18% (2 чел.)
Средний 0% 18% (2 чел.)
Уровень 2022 уч. год- 9 детей 2023 уч. год- 10 детей
Низкий 78% (7 чел.) 50% (5 чел.)
Ниже среднего 11% (1 чел.) 20% (2 чел.)
Средний 11% (1 чел.) 10% (1 чел.)
Выше среднего 20% (2 чел.)
Уровень 2023 уч. год- 5 детей 2024 уч. год- 8 детей
Низкий 80% (4 чел.) 75% (6 чел.)
Ниже среднего 0% 13% (1 чел.)
Средний 20% (1 чел.) 13% (1 чел.)

Важнейшей задачей обучения является формирование речевой активности, вызывание желания и необходимости пользоваться словом как средством общения. Недостаточный запас речевых средств у детей с интеллектуальной недостаточностью длительное время не позволяет им активно включаться в речевое общение.

Чаще всего дети приходят к нам в группу с такой проблемой: они не только не пользуются вербальными средствами общения, но и не используют невербальные, не понимают и не выполняют простейшие инструкции, в следствии чего и другие показатели развития детей крайне низкие. Именно с такой проблемой мы столкнулись в 2023 учебном году. На начало учебного года лишь один ребенок использовал вербальные средства общения. Но в процессе коррекционно — педагогической работы со всеми специалистами дошкольного образовательного учреждения и родителями нами были достигнута положительная динамика. По итогам, на сегодняшний день, почти у всех детей сформированы невербальные средства общения, многие понимают и выполняют действия по простым речевым инструкциям.

Положительная динамика развития прослеживается во всех образовательных областях. Но результаты ее зависят от многих факторов: длительность и возраст поступления ребенка в образовательное учреждение, поражения центральной нервной системы и сопутствующих дефектов, своевременного медикоментозного лечения и роли родителей в образовательном процессе.

Положительным результатом работы является участие детей в конкурсах различных уровней, под моим руководством.

Мы являемся участниками ежегодного городского фестиваля-конкурса творчества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга Надежды» https://yadi.sk/d/MPmR3P2LgdKAqg

Награждены дипломами за 1 и 2 места в конкурсе рисунков «Герои Фенимора Купера или костюм индейца» https://yadi.sk/d/qMINSSNQ1mbgWw

1 место за участие в конкурсе поделок к празднику «День защитника Отечества» https://yadi.sk/d/dzQMLPZuqukBCw

Дипломом за 2 место экологического конкурса кормушек «Столовая для птиц» https://yadi.sk/d/Tmhfmmb_O9Y3Jg

Дипломом за 3 место по итогам регионального конкурса на лучшую поделку из вторичного сырья «Наши друзья – Эколята» https://yadi.sk/d/Y3ggnc8y51nEzQ

Лауреты 3 степени Всероссийского дистанционного конкурса детского творчества «Зимние развлечения» https://yadi.sk/d/7nVL6n3JczPADw;

Победители и участники городского конкурса детских творческих работ «Помните через века, через года» https://yadi.sk/d/12dhErGvrZ-nFg ,

«Великий май, победный май!» https://yadi.sk/d/OsMf_0DQAbcuug

«Символ года» https://yadi.sk/d/YyogNg6poanwLg

«Пасха красная» https://yadi.sk/d/GyyPRd_hepzKxw

«Христос рождается-славите» https://yadi.sk/d/qtEx4wcxYwWiTw

Мной, в целях формирования успешной социализации детей, развития чувства эмпатии и развития личности ребенка в целом, совместно с родителями и детьми были организованы акции «100 добрых дел», «Батарейка», «День дарения книг», «Кормушка», «Береги природу» и другие. Для успешной и эффективной работы с детьми я использую различные современные технологии. В своей практике мною были использованы следующие педагогические технологии.

Игровые технологии.

Игра является центральным разделом программы детей с нарушением интеллекта, т.к. она оказывает особую и значимую роль в коррекции и развитии детей с проблемами в развитии. Чаще всего я использую игры-инсценировки по мотивам русских народных сказок. Проблемы в речевом развитии не всегда позволяют достигнуть намеченных целей. Но несмотря на это, мне удалось подобрать такие формы и методы работы в данном направлении, при которых дети могут использовать жесты, движения, зкукокомплексы и усеченные слова. Дети проявляют заинтересованность, положительно настроены на совместную работу, используют элементы инсценировки в свободной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии.

Нашу группу посещают дети с 4 группой здоровья, что соответствует статусу ребенок-инвалид. Поэтому «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» является приоритетной не только в ФГОС дошкольного образования и в программе нашего ДОУ, но и в нашей группе.

В своей работе я использую разные виды гимнастики: пальчиковая, для глаз, психогимнастика, кинезиологические упражнения, а также коррегирующие дорожки, массажные мячи, су-джок, сухой бассейн с использованием камешков и шариков Марблс. Все это способствует развитию и коррекции психо-физических качеств, эмоционально-волевой сферы и стимуляции умственной активности.

Технология проектной деятельности.

В работе с детьми с ОВЗ, мною применяется один из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации и абилитации — технология проектной деятельности.

С учетом индивидуальных особенностей детей, мною были предложены и реализованы проекты по темам: «Эти волшебные мыльные пузыри», «Сладкое лакомство- мороженое», «Снег- это мороженое?», «Чудо грядки», «Мой любимый питомец». Очень понравился детям проект «Хлеб-всему голова». Дети не только обогатили свои знания, научились замешивать соленое тесто, познакомились с современной хлебопечкой, ее работой, но и мы вместе испекли в ней хлеб. Эти проекты позволили интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге способствует формированию познавательной компетентности ребенка и позитивного социального опыта.

Информационно-коммуникативные технологии.

Проблема создания условий для образования и жизнедеятельности лиц с ОВЗ в наше время очень актуальна. Одним из ее решением является виртуальная экскурсия.

В силу своих особенностей развития, физических дефектов и нестабильности эмоционально-волевой сферы, многие дети не могут посещать социокультурные мероприятия, участвовать в экскурсиях. Вследствие этого, многие дети имеют знания об окружающем мире, в приделах обихода и детского сада.

У виртуальных экскурсий нет границ. Например, не покидая здания детского сада мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами. В своей практике я использую такие экскурсии, как: «Посадили огород, что ж теперь там растет», «Едем на ферму», «Магазин», «Поход в лес», «Дороги города», «Цирк, цирк, цирк», «Картинная галерея» и другие.

В дальнейшем, отработку навыков и умений, мы осуществляем через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни.

В нашей группе для детей с нарушением я активно использую развивающе-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко».Это уникальное оборудование с видеобиоуправлением на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов. В ее основу положены те же принципы, что и в программу мозжечковой стимуляции. С учетом индивидуальных особенностей детей я использую такие игры: «Цвет», «Съедобное-несъедобное», «Поймай», «Счет». Компьютерные игры в таком уникальном формате бессознательно повышают мотивацию, дети не замечают интенсивной тренировочной работы, а в результате я добиваюсь весьма высокого положительного эффекта. Хотелось бы отметить, что данный комплекс используется мною не со всеми детьми. Некоторые дети, в силу своих нарушений, не могут удержать шарики в руках, особенность тактильного восприятия вызывает у некоторых детей раздражение, не понимание простой инструкции также не дает достигнуть желаемого результата.

В последнее время большое внимание уделяю дистанционной работе. 

Это особенно важно для семей, находящихся с ребенком на длительном лечении или по разным причинам, не имеющих возможность посещать детский сад некоторое время. Я предлагаю офлайн-занятия, пальчиковые игры, физкультминутки и презентации для детей в виде видеороликов, а для родителей- консультации и рекомендации. Такая работа дает мне новые возможности взаимодействия с родителями и детьми, а также возможность оказывать детям необходимую им коррекционную помощь. О целесообразности и эффективности данной работы можно судить по обратной связи с родителями, их положительным отзывам и видеоотчетам.

https://yadi.sk/d/adokphzl4alR4w

Применение современных методов и технологий позволило мне не только эффективно корригировать речевые, психические и эмоционально-волевые нарушения, но и организовывать на занятии положительный настрой, эмоциональный комфорт, ситуацию успеха, что позволяет максимально выравнивать недостатки в развитии детей с ОВЗ. Все это способствует охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия в соответствии с ФГОС ДОУ. Использование технологий целесообразно, это прослеживается в положительной динамике во всех образовательных областях и в свободной деятельности детей, а также об этом свидетельствуют результаты конкурсных мероприятий.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагога.

С целью распространения и обмена опытом работы среди коллег я принимала участие в методических мероприятиях разного уровня.

С 2013 г. — создано электронное портфолио и блог на международном образовательном портале «Маам.ru», на образовательной онлайн-платформе «Инфоурок», где размещаю свои публикации и профессиональные разработки.

2024г. https://yadi.sk/d/TDu5FfWgm0QEKw

2023г. https://yadi.sk/d/MrwhTZyEmUTrQ

2022г. https://yadi.sk/d/-h8Wur7HZApHlg

Я неоднократно являлась куратором участников международного детского творческого конкурса рисунков, новогодних поделок.

С 2017 г. — создано электронное портфолио педагога на городском сайте «Методсовет», где принимаю участие в обсуждениях, размещаю свои публикации в блоге.

Также я активно принимаю участие в городских педагогических чтениях.

В 2024 году тема выступления «Взаимодействие педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» признана лучшим выступлением. https://yadi.sk/d/TZvg-YCeJyJESQ

Дипломом лауреата 1 степени награждена за участие в Международном конкурсе профессионального мастерства для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ https://yadi.sk/d/IkHyHVbUno0g6g

В 2022 году выступала в качестве супервизора в ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» https://yadi.sk/d/h6Ad8CrrAIWsjA

В период с 2022 по 2024 годы неоднократно являлась участником различных городских, окружных и региональных мероприятий, семинаров, вебинаров, практикумов.

Участник вебинаров https://yadi.sk/d/uO4uBhKnmroLnQ

Участник курса https://yadi.sk/d/Omyg9n-KpT-8MQ

Участник практик https://yadi.sk/d/zrfT1Ugaxxgngg

Участник семинаров https://yadi.sk/d/9W90qNrGfD10Eg

Форумы https://yadi.sk/d/LEAvoUWtB4iJsQ

Участник научно-практической сессии https://yadi.sk/d/UmD7OgGtZw9gaw

В 2023 году являлась экспертом в муниципальном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ «Я-исследователь» https://disk.yandex.ru/d/QfOhF4ANYKCYXw

С 2020 г. по 2023 г. оказывала психолого-педагогическое сопровождение производственной практики студентке заочного отделения специальности «Дошкольное образование» НТГСПИ

Ежегодно прохожу курсы повышения квалификации https://disk.yandex.ru/d/surgrYs7bTzb-w

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе, в создании реальных условий для получения качественного образования.

Использованные мной специальные, коррекционные методы и приемы, различные современные технологии способствовали положительной динамике развития личностных, психо-физических качеств детей, повышению уровня и качества образовательного процесса, способствовали коррекции основных недостатков в развитии ребенка и его успешной социализации в общество.

143
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.