Методические разработки
Классный час «Сосновские немцы: зигзаги судьбы»
Класс: 8
Классный руководитель: Вяткина Н. И.
Тип классного часа: конференция
Цель: создание воспитательной среды, способствующей формированию личности, обладающей толерантной культурой, уважительно относящейся к окружающим людям, готовой конструктивно оценивать исторические события страны
Задачи:
познавательные: формировать интерес к истории своей малой родины, к историческим событиям страны;
развивающие: развивать умение анализировать информацию, обобщать данные и делать вывод;
воспитательные: воспитывать уважительное отношение к своим односельчанам, побудить обучащихся задуматься о смысле жизни.
Прогнозируемые результаты:
личностные: способность относиться к окружающим людям доброжелательно и уважительно, испытывать чувство гордости за свою малую родину;
коммуникативные: способность формировать связное сообщение, аргументировать свою точку зрения, устанавливать контакты, чётко выражать свою мысль;
регулятивное: умение удерживать цель своей деятельности;
познавательные: способность анализировать информацию, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическую цепь рассуждений, способность анализировать исторические события.
Участники: обучающиеся 8 класса
Оборудование: проектор, экран, презентация.
Интернет-ресурс:http://chtooznachaet.ru/pravlenie-ekateriny-vtoroj.html
Подготовительная работа:
1.Разработка программы конференции
2.Определение места и времени проведения конференции
3.Составление списка приглашённых
4.Наличие тетради отзывов
Ход конференции
1.Выбор председателя и секретаря конференции
2.Председатель объявляет начало конференции, знакомит с присутствующими гостями, предоставляет слово классному руководителю
3.Вступительное слово классного руководителя и беседа с учащимися по следующим вопросам:
Когда и кем был основан посёлок Сосновка? (В октябре 1945 года, трудармейцами)
Кого из трудармейцев можете назвать? (Беккер А. А., Цвенгер А.А., Даудрих А.К., Рейтер А.А., Франц И.Т.)
Кто такие трудармейцы? (С начала 1942 года на лесоповал, стройки, шахты и промышленные предприятия была отправлена основная часть трудоспособного немецкого населения. Их называли «трудармейцами», так как они были распределены в рабочие колонны)
4.Группа обучающихся выступает с сообщением об истории создания посёлка (слайд 2).
(13 октября 1945 года на месте нашего посёлка была поставлена первая палатка лесорубов, проложивших трассу для будущей железной дороги и попутно заготавливавших древесину для строительства в Краснотурьинске Богословского алюминиевого завода. Становление поселка началось в 1946 году и продолжалось длительное время. На месте бывших бараков встали рубленные и брусковые дома-коттеджи, расширился частный сектор жилья. С ростом переработки древесины вступили в строй цехи лесо- и таропиления. До 1956 года трудармейцы находились на положении «спецпоселенцев», то есть они не могли покинуть населённый пункт, в который были направлены во время войны. Может сейчас это кому-то покажется странным, но в те годы в поселке почти не звучала русская речь. Вся жизнь жителей поселка была связана с лесом. Он не только обеспечивал работой, но и кормил – брусники, клюквы, грибов было навалом. Постепенно и жизнь налаживалась, люди обзаводились семьями и хозяйством. Буренка тогда была почти у каждой семьи, общее стадо насчитывало около трёхсот коров. На конном дворе лошади в основном были «монголки» (низкорослые, мохнатые, но очень сильные, выносливые), на них и возили лес из делянок. Затем древесину доставляли на лесовозах, которую после обработки отгружали в вагоны и реализовывали круглым лесом. Часть древесины перерабатывали на пиломатериалы, шпалу, тарную дощечку и щепу. Так, например, тарный цех был одним из самых крупных не только на Северном Урале, но и по всей Свердловской области).
5.Группа ребят сообщает об истории переселения немцев из Германии в Россию (слайды 3, 4, 5, 6, 7, 8). (Екатерина IIбыла выдающейся личностью, она сделала очень многое для развития Российского государства. Ряд мероприятий, проведённых ею в экономической политике, способствовали совершенствованию различных отраслей промышленности. Для реформирования российской экономики нужны были специалисты, в том числе и иностранные. В связи с этим Екатерина II издала 22 июня 1763 года Манифест, который был переведён на многие языки и распространён в странах Европы. В этом Манифесте Екатерина II приглашала европейцев переселиться в Россию и осваивать её просторы. В период с 1764 по 1773 год из Германии в Россию переселилось около 30000 человек.
Селились они в основном на Волге и у Черноморья, путь переселения пролегал через Северное море, Балтийское море, Петербург к Волге. Переселенцы были очень мужественными и сильными людьми, в надежде на лучшую жизнь они преодолевали неимоверные трудности. Благодаря трудолюбию и терпению они смогли обустроиться на новом месте, заняться сельским хозяйством и животноводством. Автономия поволжских немцев в составе РСФСР существовала с 19 октября 1918 года.
Наиболее важным мероприятием первых недель и месяцев войны в АССР немцев Поволжья стала уборочная кампания и хлебозаготовки. Темпы уборки и хлебосдачи в АССР НП постепенно нарастали, однако дальнейшие события, связанные с депортацией немецкого населения, передвинули проблемы уборочной кампании на задний план, что, вполне естественно, привело к полной дезорганизации этой кампании.
Начало массовой депортации немцев Поволжья в районы Сибири и Казахстана было положено Указом Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья», вышедшим 28 августа 1941 года. Российские немцы считались «ненадежными элементами», которые могли поддержать фашистов.
26 августа 1941 года было подписано постановление СНК ССР И ЦК ВКП «О переселении всех немцев из АССР НП в другие края и области»).
6.Классный руководитель Вяткина Н.И. рассказывает о своих бабушке и дедушке, которые являлись трудармейцами и жили в посёлке почти с самого его основания (слайды 9, 10). (Рутц Наталья Ивановна и Эммануил Ивановичродились в Поволжье в деревне Нойдэнгов Саратовской области. Наталья была восьмым ребёнком в семье, все дети обучались в немецкой школе.
Наталья Ивановна и Эммануил Иванович поженились в 1928 годуи были очень счастливы. Они имели своё подсобное хозяйство, любили трудиться. У них родилось четверо детей, и всё было хорошо. Но началась Вторая Мировая война. Когда они услышали о том, что немцев из Поволжья будут выселять, очень испугались и даже думали, что всех загонят в Волгу и утопят. Перед выселением они прибрали в своем доме, собрали некоторые вещи в узлы, дочь Фрида (ей было семь лет) перед тем, как покинуть дом, посадила свою куклу на окно и сказала ей, чтобы она ждала её, что они скоро встретятся, но Фрида никогда больше не увидела свою куклу.
Семья была выслана в Чкаловскую область, Называевский район. В пути младший из детей умер и был похоронен в братской могиле.
Спустя полгода, после прибытия на место переселения, Эммануила Ивановича забрали в трудармию на Урал. Наталью Ивановну направили в трудармию в Чкаловскую область, дети остались с больной тетей. Жилось им несладко, приходилось просить милостыню, батрачить. Наталья Ивановна заболела, ей было разрешено вернуться. Дорога к детям была радостной, но очень трудной: большую часть пути приходилось идти пешком. 7 мая 1943 года она вернулась, ждали ее только двое детей, один ребёнок умер от голода. 23 августа 1949 года было получено разрешение на воссоединение с мужем)
7.Ученица 7 класса Шмидт В. рассказывает о своих прабабушке и прадедушке, её прадедушка Цвенгер А.А. был одним из первых жителей посёлка (слайды 11, 12). (Александр Александрович и Екатерина Фридриховна родились на Волге в Саратовской губернии, судьба свела их в большом и красивом городе Горький. Осенью 1935 года брак Екатерины и Александра Цвенгеров был официально зарегистрирован Горьковским ЗАГСом. Александр Александрович работал на целлюлозно-бумажном комбинате, а Екатерина Фридриховна была домохозяйкой. За шесть лет она родила троих сыновей, однако дети были болезненными и один за другим умирали в раннем возрасте. Прабабушка с прадедушкой не теряли надежды на то, что у них будут ещё дети. Но с детьми пришлось повременить – началась война. Прадедушка ушел на фронт. Прабабушка стала работать на целлюлозно-бумажном комбинате. Как и другие женщины, проводившие своих мужей на фронт, она с нетерпением ждала писем, затаив дыхание, с волнением слушала сводки Информбюро; молилась о скорой победе и здравии супруга. В сорок пятом прабабушку сослали в Сибирь, а прадедушку сняли с фронта и отправили в далекий уральский город Краснотурьинск в трудармию, здесь он строил алюминиевый завод. Условия жизни были ужасными: работали по двенадцать часов в день без выходных, а обращались с трудармейцами, как со скотиной.
В 1947 году Александр Александрович и Екатерина Фридриховна смогли, наконец, воссоединиться, им, в числе прочих немецких семей, было позволено поселиться в Свердловской области. Как в молодости, им снова пришлось все начинать с нуля. Прадедушка работал вальщиком леса, робота хоть и тяжелая, но за нее неплохо платили. По его словам, он свалил столько леса, что если сложить бревно к бревну, то можно выстелить дорогу до родного Саратова. В семье родился сын и три дочери
Супруги прожили долгую и нелегкую жизнь. Немало выпало на их долю невзгод. Но жаловаться они не привыкли, да и кому пожалуешься?
Спустя годы всех репрессированных реабилитировали, но раны в душах людей еще долго не заживали).
8.Ученик 8 класса Кузнецов А. рассказывает о своём прадедушке, он тоже был одним из первых жителей посёлка(слайды 13, 14).(Родился 24.01.1920г. в селе Кауц Жирновского района Волгоградской области. Отца Андрея Александровича расстреляли за то, что у него были замечены доллары, которые он получил от сестры из Америки. У Андрея Александровича было шесть братьев и четыре сестры. Он окончил четыре класса немецкой школы. 14 марта 1939г. женился. Трудился в колхозе на разных работах. Семья имела свое подсобное хозяйство: огород, птица, крупный рогатый скот. И все это пришлось оставить.
В Сибирь везли долго, потом выгрузили на станции, перегрузили на пароход и по реке повезли дальше. Люди не понимали смысла в своём переселении, угнетала неопределённость, болела душа за оставленный дом. В сентябре 1941 года Андрей Александрович вместе с семьей прибыл в Омскую область, Большукский район, село Уки. Не успели обустроиться, как Андрея Александровича со старшим братом призвали в трудармию. 17 февраля 1942 года их привезли на Урал. Трудармия оказалась зоной с колючей проволокой, вышками и охраной. Жили в бараках, спали на нарах в два яруса. Первые месяцы пребывания в лагере Андрей Александрович «делал» камень для строительства плотины. Трудармейцы долбили зубилом в скале отверстия под взрывчатку, потом рабочие ее туда закладывали, и взрывом разносило камень на части. Они грузили осколки и вновь долбили скалу. Удар по зубилу, еще удар и опять удар. Если кто-то не успевал отойти, то во время взрыва огромные камни накрывали их. На мемориале у плотины перечислены 3500 фамилий тех, кто погребен в братской могиле на дне Богословского пруда.
Алюминиевый завод нуждался в топливе, угля не хватало, поэтому рубили лес, Андрея Александровича отправили на рубку леса в третий леспромхоз (ныне Сосновка). Это место было райским по сравнению с лагерем. Здесь не пугали автоматной очередью, не травили собаками. А работы никто не боялся В 50-х годах приехала к Андрею Александровичу жена с сыном, затем у них родилось еще трое детей. На основании пункта «в» ст. 3 Закона России от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» Андрей Александрович был реабилитирован).
9. Вопросы выступившим
10. Итоговая беседа по вопросам
Что нового узнали?
Можем ли мы назвать людей, с жизненной историей которых вы познакомились, сильными? Почему?
Когда слышите слово «Родина», о чём думаете?
11. Выработка решений конференции (создание альбома «История посёлка Сосновка в лицах», ответственные: члены объединения «Истоки», время: 3 месяца)
12.Заключительное слово председателя конференции