Аналитическая записка Сарапу Оксаны Юрьевны, учителя начальных классов МАОУ СОШ № 16 ГО Карпинск
Аналитическая записка участника конкурса «Учитель года» Сарапу Оксаны Юрьевны, учителя начальных классов МАОУ СОШ № 16 ГО Карпинск
Образование высшее, в 2015 году окончила Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «РГППУ» по специальности «Начальное образование», присвоена квалификация – учитель начальных классов. Квалификационная категория – высшая. Стаж педагогической работы – 8 лет.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к новой жизни. Сегодня основное требование к результатам обучения детей в школе – развитие личности обучающегося, развитие его потенциала, талантов, становление самосознания. Поэтому для детей всегда будет во главе угла их учитель – современный и открытый всему новому.
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу» – моё педагогическое кредо.
Моя профессиональная деятельность регламентируется современными тенденциями развития школьного образования, Законом «Об образовании РФ», образовательной политикой ГО Карпинск, программой перспективного развития школы. Цель педагогической деятельности – создание условий для совершенствования личности младших школьников, их самореализации, предпрофильного самоопределения и повышения качества образовательного результата.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
— способствовать проявлению одарённости обучающихся, предпрофильного самоопределения в различных видах деятельности при оптимальном сочетании основного, дополнительного и индивидуального образования;
— разработать и внедрить в практику методические и дидактические материалы, способствующие развитию предметных и метапредметных учебных действий;
— внедрить в практику преподавания инновационные педагогические технологии обучения детей;
— повысить собственный профессионально-личностный потенциал посредством участия в методической, экспертной деятельности и программах повышения квалификации.
1.Динамика учебных достижений обучающихся
В своей педагогической деятельности я применяю следующие технологии: проблемно-диалогового обучения, уровневой дифференциации, метод учебного успеха на основе технологии само- и взаимооценивания образовательных результатов, методы проектов и коллективного творческого дела. Внедрение данных технологий способствовало повышению качества образования, о чём свидетельствуют результаты промежуточной аттестации обучающихся по предметам (диаграмма 1), а также динамика среднего балла (таблица 1).
Диаграмма 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ
Таблица 1. Динамика среднего балла обучающихся по предмету
- муниципальный этап краеведческого конкурса «Юные знатоки Урала»: 2020 год – 1 место; 2022 год – 2 место;
- областной этап краеведческого конкурса «Юные знатоки Урала» (2020 год) – 1 место;
- городской конкурс поделок и рисунков «Спасатель – профессия отважных» (2020 год) – 2 место, 3 место;
- муниципальный конкурс детских творческих работ «Помните через века, через года»: 2021 год – 1 место, 2022 год – 2 место, 2023 год – 1 место;
- городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Подарок для Деда Мороза» (2021 год) – 1 место, 2 место;
- всероссийский творческий конкурс «Подвиги наших солдат» (2021 год) – диплом 3 степени;
- всероссийский творческий конкурс «Космическое путешествие» (2022 год) – диплом победителя 1 степени;
- муниципальный конкурс детского декоративно-прикладного творчества «Пасха красная» (2022 год) – 4 участника;
- муниципальный конкурс детского декоративно-прикладного творчества «Христос рождается — славите» (2022 год) – 1 место;
- региональный этап всероссийского конкурса сочинений (2022 год) – диплом участника;
- конкурс детских рисунков при поддержке ООО «Газпром трансгаз Югорск»: 2022 год – 2 место (7 участников); 2023 год – 12 участников;
- городской конкурс «Азы финансовой грамотности» (2023 год) – 1 место.
Приведённые данные демонстрируют стабильно положительную динамику качества образования и среднего балла по основным предметам начальной школы: за 2020 – 2023 гг. качество по русскому языку увеличилось на 2% (с 65% до 67%), по математике – на 4% (с 72% до 76%), по литературному чтению – на 6%, по окружающему миру качество образования выросло на 2% (с 80% до 82%). За последние три года успеваемость составляет 100%. Увеличилось число детей, владеющих умением учиться на функциональном уровне, что обусловило стабильное качество образования в 2020 – 2023 учебных годах на уровне 80%.
Также показателем качества образования являются результаты всероссийских проверочных работ обучающихся в 2023 году (таблицы 2 – 4): по математике уровень усвоения базовых знаний составил 70% (по городу – 60,3%, по области – 62%), по русскому языку – 65% (по городу – 62,52%, по области – 62,46%), по окружающему миру обучающиеся справились с ВПР на 78% (по городу – 71%, по области – 68%).
Таблица 2. Результаты всероссийской проверочной работы по математике
Таблица 3. Результаты всероссийской проверочной работы по русскому языку
Таблица 4. Результаты всероссийской проверочной работы по окружающему миру
Для получения информации об образовательных достижениях школьников по учебным предметам (русский язык, математика, окружающий мир) мною были разработаны диагностические контрольные работы (приложение 1), демонстрирующие полную и объективную информацию об уровне освоения обучающимися предметных результатов, а также банк заданий, способствующий развитию и совершенствованию предметных учебных действий (приложение 2). Обработка результатов диагностики осуществлялась с помощью электронных сводных таблиц, созданных в программе MicrosoftExcel, которые помогают отслеживать образовательные достижения как целого класса, так и каждого обучающегося индивидуально (приложение 3). Данные таблиц позволили оптимизировать индивидуальную работу с учениками, имеющими трудности в освоении образовательной программы, а также с мотивированными к учебной деятельности обучающимися.
Об уровне мотивации обучающихся к интеллектуальной деятельности, о качестве педагогического сопровождения одаренных детей, об эффективности выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка свидетельствует активность и результативность участия в олимпиадах и конкурсах (приложение 4).
— Всероссийская онлайн-олимпиада «Олимпийские игры» (2020 год) — 19 участников, из них 7 призовых мест и 6 победителей;
— Международный мониторинговый конкурс-исследование «ЭМУ-специалист» (2020 – 2023 уч. г.): русский язык — 5 призёров (2, 3 места), 1 победитель; окружающий мир – 1 победитель, 1 призёр (2 место); математика – 3 победителя; литературное чтение – 2 призёра (2 места);
— Международный мониторинговый конкурс-исследование «ЭМУ-эрудит» (2022 год): 19 участников – 1 призёр (3 место), 2 победителя;
— Онлайн-олимпиада на платформе «Яндекс.Учебник» «А я знаю математику» (2021 год) – 3 победителя;
— Международная олимпиада школьников УрФУ «Изумруд» (2022 год) – 3 участника;
— Школьный этап всероссийской олимпиады школьников (2022 год): русский язык – 1 победитель, 2 призёра; математика – 1 победитель, 9 призёров;
— Городская командная интеллектуальная игра «Знайка» (2022 – 2023 уч. год) – 1 место.
Очевидно, что работать только над предметными умениями недостаточно, в процессе преподавательской деятельности очень важно развивать у обучающихся и универсальные учебные действия. Для оценки метапредметных результатов проводились комплексные работы, направленные на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий. Обработка результатов диагностики также осуществлялась с помощью электронных таблиц (приложение 5). О качестве организации образовательной деятельности свидетельствуют данные мониторинга формирования УУД: за период с 2020 г. по 2023 г. доля учеников, проявляющих не менее 65% от числа контролируемых универсальных учебных действий, увеличилась по категории регулятивных УУД с 17% до 60%, по категории коммуникативных УУД – с 19% до 76%, по категории познавательных УУД – с 17% до 74%.
Диаграмма 2. Результаты образовательных достижений обучающихся на уровне сформированности УУД
2.Результаты внеурочной деятельности обучающихся
В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность является обязательной частью образовательной деятельности. Для обеспечения педагогической поддержки продвижения обучающихся по образовательной программе, стимулирования их учебной инициативы и самостоятельности мной были реализованы курсы интеллектуальной и исследовательской направленности: «Одиссея разума», «Юный эрудит», «Секреты финансовой грамотности».
Благодаря грамотно выстроенной системе работы обучающиеся имели возможность поучаствовать в творческих, краеведческих, исследовательских конкурсах в соответствии со своими потребностями и интересами и добиться высоких результатов (приложение 6):
Таким образом, за период с 2020 г. по 2023 г. 42% обучающихся стали победителями и призёрами конкурсных мероприятий различного уровня.
3.Динамика результатов воспитательной работы
Приоритетными направлениями воспитательного процесса в 2020 – 2023 гг. стали: обеспечение комфортной психологической среды для каждого ребёнка в школе и дома, организация духовно-нравственного воспитания и личностного развития обучающихся. Управление детским коллективом соответствовало направлениям воспитательной работы школы и было реализовано в таких формах, как игры, классные часы, беседы, викторины, праздники, дни здоровья, квест-игры, субботники, экскурсии, посещение культурных учреждений, туристические походы. В сотрудничестве с родителями мы обсуждали значимые для становления личности детей проблемы, увлечения и интересы ребёнка, мотивы учения, отношения с товарищами, а также организовывали различные поездки выходного дня и праздники для сплочения детского коллектива (приложение 7): активный отдых на природе (походы на «Солдатский выруб», Сопку), поездки на базы отдыха «Светлячок» и «Серебрянский Камень», поездка на оленеводческую ферму в п. Висим, организация новогодних квест-игр, поездка в театр кукол г. Краснотурьинска, посещение «Эмоджи парка» в г. Серове, неоднократное посещение кинотеатра г. Волчанска, путешествие в г. Невьянск.
Созданию благоприятных условий для развития личности способствовало сотрудничество с учреждениями дополнительного образования: ДООЦ, Технопарк «Квант», бассейн Карпинского спортивно-оздоровительного комплекса, музыкальная и художественная школы, Карпинский городской Дворец культуры, шахматный клуб «Горняк», спортивные организации города. В 2022-2023 уч. году группа обучающихся 4 класса в рамках сетевого взаимодействия посещала секцию «Спортивный туризм» при МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
Мониторинг личностных результатов осуществлялся через ведение «Портфеля индивидуальных достижений ученика», который имеется у каждого обучающегося.
Внеклассная деятельность соответствовала всем направлениям воспитательной работы школы, участия в социально значимых акциях и конкурсах школьного и муниципального уровней (приложение 8).
Таблица 5
2020-2021 уч. год (2 класс) | 2021-2022 уч. год (3 класс) | 2022-2023 уч. год (4 класс) |
Гражданско-патриотическое направление | ||
— Фестиваль патриотической песни «Мы единое целое» — диплом 1 степени — Городской конкурс «Моя великая Родина» — участие — Патриотическая акция «Георгиевская ленточка» — 100% обучающихся — Акция «Окна Победы» — 40% обучающихся | — Квест-игра «Защитники Отечества» — 100% мальчиков класса — Патриотическая акция «Георгиевская ленточка» — 100% обучающихся — Акция «Окна Победы» — 52% обучающихся | — Фестиваль «Моя великая Родина» — 1 место (дуэт учениц) — Литературно-музыкальный фестиваль, посвящённый Дню защитника Отечества» — 1 место — Встреча с Героем РФ Касковым О. А. — Патриотическая акция «Георгиевская ленточка» — 100% обучающихся |
Духовно-нравственное воспитание | ||
— Экскурсия в городскую библиотеку – 100% обучающихся — Посещение выставки экзотических бабочек – 100% обучающихся — Участие в акции «Лапа помощи» — 80% обучающихся — Акция «День книгодарения» — 65% класса | — Посещение краеведческого музея г. Карпинска – 100% обучающихся — Акция «Спешите делать добрые дела» — 100% класса — Экскурсионная поездка в г. Санкт-Петербург с обучающимися 7, 9, 10 классов | — Акция «Лапа помощи» — 85% класса — Посещение пожарной части г. Карпинска – 100% класса — Сбор материала к оформлению проекта «Наши известные земляки» — 40% обучающихся — Экскурсионная поездка в г. Казань с учениками 8 классов |
Эстетическое воспитание | ||
— Посещение театра кукол г. Краснотурьинска – 90% обучающихся — Новогодний конкурс «День карнавала» — победители — Школьный конкурс «Самый новогодний класс» — победа в номинации «Самый сказочный класс» — Праздничная игра, посвящённая 8 Марта «В гостях у Золушки» — 100% девочек класса | — Праздничная игра «Зимние забавы», посвящённая Дню защитника Отечества – команда мальчиков – победители — Праздничная игра «Русская краса», посвящённая 8 Марта – команда девочек – победители — Школьный конкурс рисунков и поделок «Космос – это мы» — 60% участников (1 место, 3 место) | — Праздничная программа, посвящённая «Дню матери» — создание видеоролика (100% класса) — Празднование Нового года в лагере «Светлячок» — 75% обучающихся — Подготовка и организация праздничного мероприятия «До свидания, начальная школа!» — 100% класса |
Экологическое направление | ||
— Экологическая акция «Сдай батарейку – спаси ёжика» — 100% обучающихся — Операция «Помоги пернатому другу» — 40% класса — Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево» — 90% обучающихся | — Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево» — 75% обучающихся — Акция «За чистоту в городе» (субботник) – 95% класса | — Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево» — 100% обучающихся — Акция «За чистоту в городе» (субботник) – 90% класса |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия | ||
— Общешкольный день здоровья – 100% обучающихся — «Весёлые старты» совместно с родителями | — Общешкольный день здоровья – 95% обучающихся — Легкоатлетическая эстафета «Юность» (4 участника) — призовые места в составе сборной команды — Легкоатлетическая эстафета ко Дню Победы (4 участника) — Участие в турнире по мини-футболу (4 мальчика) | — Общешкольный день здоровья – 95% обучающихся — Участие в соревнованиях на школьном туристическом слёте обучающихся — Легкоатлетическая эстафета «Юность» (6 участников) — призовые места в составе сборной команды — Городская эстафета «Майская шиповка» (6 участников) – 1 место — Турнир по мини-футболу (4 человека) – 1 место — Посещение мастер-классов в ДЮСШ – 80% обучающихся |
4.Применение инноваций в образовании
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им в урочной и внеурочной деятельности инновационных технологий при обучении детей. Использование информационно-коммуникационных технологий – необходимость, диктуемая современным уровнем развития образования. В период дистанционного обучения взаимодействие со всеми обучающимися класса было организовано на платформах «ZOOM» и «Сферум».
Для обучения и контроля качества в своей деятельности успешно реализовывала такие интерактивные платформы, как «Учи.ру» и «Яндекс.Учебник». Применение данных технологий позволило всем обучающимся класса принять участие в различных интеллектуальных марафонах и конкурсах, предлагаемых данными платформами, работать над проблемными областями в индивидуальном порядке, что способствовало выстраиванию индивидуальной учебной траектории и повышению качества образования как на уровне каждого ребенка, так и в классе в целом.
В процессе педагогической деятельности особое внимание уделялось проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Метод проектов во внеурочной, урочной и социально-значимой деятельности помогает детям научиться ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, развивать коммуникативные навыки, личностные качества.
С целью создания образовательной среды для реализации способностей обучающихся через развитие их интересов и склонностей проводились различные диагностики.
Диагностика познавательных интересов А. Е. Голомштока
(модификация С. Я. Карпиловской)
Цель: выявление интересов и склонностей обучающихся
Диагностика познавательных интересов А. Е. Голомштока
(модификация С. Я. Карпиловской)
Цель: выявление интересов и склонностей обучающихся
Методика Р. Амтхауэра
Цель тестирования: исследование структуры интеллекта личности
По результатам данных диагностик младшим школьникам, согласно их интересам, предлагались на выбор направления проектных работ. Итоги проектно-исследовательской деятельности обучающихся представлены в таблице, а также в приложении 9 (приложение 9).
Таблица 6
5.Повышение профессионально-личностного потенциала
Педагог не может стоять на месте, он развивается вместе со своими детьми. Развитие собственного профессионального потенциала было организовано посредством участия в программах повышения квалификации, в педагогических семинарах, в разработке программно-методических и контрольно-оценочных материалов. Помимо этого, принимала участие в работе экспертных групп при оценке результатов мониторинговых мероприятий, диагностических и комплексных контрольных работ, всероссийских проверочных работ, муниципальных олимпиад и конкурсов, проектно-исследовательских работ.
За 2020 – 2023 гг. прошла следующие курсы повышения квалификации (приложение 10):
– 2020 г. – ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Обновление содержания начального общего образования в соответствии с требованием ФГОС НОО», 16 часов;
– 2020 г. – ООО «Центр инновационного образования и воспитания», «Обработка персональных данных в образовательных организациях», 17 часов;
– 2020 г. – ООО «Центр инновационного образования и воспитания», «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству», 17 часов;
– 2020 г. – ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Работа с региональной информационной системой обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования на территории Свердловской области», 16 часов;
– 2020 г. – ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Подготовка организаторов ОГЭ», 24 часа;
– 2021 г. – АНО ДПО «ОЦ Каменный город», «Скорочтение», 72 часа;
– 2021 г. – ООО «Федерация развития образования» образовательная платформа «Университет педагогики РФ», «ФГОС-21. Компетенции педагогического работника в части обновленных ФГОС: эффективная реализация общеобразовательных программ и обеспечение личностного развития учащихся», 72 часа;
– 2022 г. – ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Преемственность в реализации предметных областей «ОРКСЭ» и «ОДНКР» в соответствии с обновлёнными ФГОС НОО и ООО (на примере изучения основ религиозных культур народов России и основ православной культуры)», 24 часа;
– 2023 г. – ФГБОУ ВО «УрГПУ», «Технологии работы классного руководителя с родителями (законными представителями)», 24 часа.
Личностный интеллектуальный и творческий рост подтверждает ежегодное участие в просветительской акции «Географический диктант», муниципальных конкурсах вокального мастерства в составе творческой группы педагогов МАОУ СОШ № 16, массовом мероприятии «Лыжня России».
Педагогическое взаимодействие
Совместно с коллегами методического объединения школы разработала рабочие программы, а также контрольно-оценочные материалы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии, музыке, изобразительному искусству, ОРКиСЭ.
С 2018 года являюсь экспертом городского методического объединения учителей начальных классов по оценке ВПР, муниципальных диагностических работ. Являюсь экспертом предметно-методической комиссии муниципального этапа всероссийской олимпиады.
Представление собственного педагогического опыта
Представляла опыт работы по оценке предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО на школьном методическом объединении учителей начальных классов, руководителем которого являюсь с 2021 года. Также выступала с докладом «Модель формирования и оценки универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС» на семинаре-практикуме для учителей.
С разработанными методическими и дидактическими материалами по теме «Использование технологии «Портфолио» в воспитании и социализации личности ребёнка» участвовала во всероссийском конкурсе «Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности педагога», заняла 1 место (приложение 11). Данную технологию представляла также на методическом объединении учителей школы.
Материалы по теме «Комплексная работа как средство оценки уровня сформированности и развития универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса» были опубликованы во всероссийском сетевом издании для педагогов и учащихся образовательных учреждений «Фонд 21 века» — https://fond21veka.ru/publication/18/36/261479/ (приложение 11).
Методические разработки, результаты профессиональной деятельности представлены на персональном сайте – https://nsportal.ru/sarapu-oksana.
Моя профессиональная деятельность была отмечена следующими наградами (приложение 12):
Наименование | № приказа, дата |
Грамота Отдела образования администрации ГО Карпинск за высокий профессионализм, эффективную деятельность по совершенствованию образовательного процесса | Приказ № 10-н от 18.10.2019 г. |
Благодарственное письмо Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области за подготовку победителя краеведческого конкурса «Юные знатоки Урала» в рамках областного конкурса-форума «Уральский характер» | 2020 год |
Благодарность Отдела образования администрации ГО Карпинск за подготовку победителей и призеров окружных, областных конкурсов | Приказ № 8-н от 24.08.2021 г. |
Грамота МАОУ СОШ № 16 за высокий профессионализм, эффективную деятельность по совершенствованию образовательного процесса | Приказ № 269-д от 05.10.2021 г. |