Аналитическая записка учителя информатики МАОУ СОШ №6 Федоровой Натальи Андреевны
Аналитическая записка (описание опыта работы педагога)
Федоровой Натальи Андреевны, учителя информатики МАОУ СОШ №6
Исходя из приоритетов современной образовательной политики РФ, следуя закону «Об образовании в Российской Федерации», концепции духовно-нравственного воспитания, стратегической идеи Национального проекта «Образование», Программы развития МАОУ СОШ № 6, целью моей педагогической деятельности считаю создание условий для повышения мотивации к успешной самостоятельной учебно-познавательной деятельности, социализации и самореализации обучающихся и развитие собственного профессионализма.
1. Динамика учебных достижений и результатов внеурочной деятельности обучающихся по предмету за последние 3 года обеспечена следующими модулями:
1.1. Современные образовательные платформы и инструменты программирования и программных продуктов
В практике уроков и внеурочных занятий на системной основе использую электронные ресурсы образовательных сайтов. Это дает возможность «цифровому» школьнику работать с документом на любом устройстве, подключенном к интернету:
ФИПИ (https://fipi.ru/);
РЭШ (https://resh.edu.ru/);
Урок.рф (урок.рф);
Медиатека «Просвещения» (https://media.prosv.ru );
Урок Цифры (урокцифры.рф);
Якласс (https://www.yaklass.ru/);
УМК Босова Л. Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3);
Яндекс.Учебник (https://education.yandex.ru/);
сервисы Яндекс (документы, презентации, таблицы, формы);
Для связи с обучающимися создан телеграмм канал, попасть в который можно по QR коду, который доступен для обучающихся и находится в кабинете в зоне свободного доступа. Канал объединяет учащихся в одной общей беседе, дает возможность провести онлайн трансляцию консультации для тех, кто не может присутствовать в конкретный момент в классе.
Созданные условия в совокупности обеспечивают положительную динамику качества образования по информатике, что подтверждается данными ежегодного общешкольного мониторинга качества образования.
Промежуточные результаты обучения в общеобразовательных классах
Учебный год | 2020/2021 | 2021/2022 | 2022/2023 |
Успеваемость | 100 | 100 | 100 |
Качество | 84,1 | 85,7 | 85,7 |
Средняя отметка за год | 4,6 | 4,7 | 4,6 |
Увеличивается количество обучающихся, выбирающих информатику для сдачи ГИА в формате ОГЭ:
в 2019 г. — 36%; в 2023 г. -59 %.
Стабильно положительные результаты итоговой аттестации в стандартизированной форме ГИА ОГЭ
как показатель независимой оценки качества образования:
Год | Успеваемость | Максимальный балл |
2021 г. (контрольная работа) | 100% | 19 из 19 |
2022 г. | 100% | 19 из 19 |
2023 г. | 100% | 19 из 19 |
ГИА в формате ЕГЭ
Результаты:
стабильно более 50% заданий выполняется качественно, что сопоставимо со средними результатами итоговой аттестации по информатике в Свердловской области и стране в целом
Каждый год выпускники школы выбирают предмет информатика для сдачи ГИА, что соответствует формату развития цифрового сектора экономики в стране. Мои ученики продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях, связывая свою будущую профессию с техническими специальностями, где востребованы знания ИКТ:
К.Кирилл, С.Олег, Г.Анастасия, Н.Влад – ТИ НИЯУ МИФИ, «Информационные системы и программирование»;
М.Юрий – Югорский Государственный университет, «Информатика и вычислительная техника»;
П.Ева – Тюменский индустриальный университет, «Инноватика»;
А.Данил, Ш.Тимур, К.Николай, С.Леонид, Х.Александр, К.Влад, К.Александр, Б.Илона – Краснотурьинский индустриальный колледж, специальность «Компьютерные системы и комплексы».
1.2. Развивающееся открытое образовательное пространство вне урока, в котором современные гаджеты и цифра занимают определенно важное место, является мотиватором для обучающихся к получению качественных знаний по информатике и другим предметам.
Результаты:
2020 г. – победитель регионального этапа конкурса «Большая перемена» в рамках Всероссийского проекта «Россия — страна возможностей»; победитель городского фотоконкурса «Мы живем на Урале»;
2021 г. – 2 место в городском этапе областного социально-педагогического проекта «Будь здоров»;
2022 г. – призеры окружных соревнований по робототехнике «RoboStars-2022»; участие в городской проектно-исследовательской конференции;
2023 г. – победители муниципального фестиваля «Инженер-2023».
1.3. Внеурочная деятельность в предметной области информатика в соответствии с направлениями национального проекта «Образование» и миссией школы обеспечивает возможности личностного развития обучающихся. (приложение)
2020 г. – онлайн международная профориентационная акция «День IT знаний», mail.ru group;
2021 г. – межрегиональная стажировка в телестудии «После школы», г. Петрозаводск (в очном формате);
2020-2023 гг. –Всероссийская акция «Неделя информационной безопасности»; Всероссийская открытая акция «Технологический диктант»; Урок цифры;
2020-2023 гг. – Всероссийский проект «Шоу профессий»; «Проектория»;
2020-2022 гг. –городской фестиваль «Робототехника».
Владение навыками работы в информационном поле востребовано при разработке обучающимися проектов и исследований, в ходе которой реализуются все личностные смыслы подростков.
Современные технологии сбора, обработки и представления информации, в том числе онлайн, усиливают свою значимость для ребят, когда исследование или проектирование организовано в новых условиях – за «стеклянной дверью» Точки роста.
2021 год – проекты «Школьное телевидение: из Началки тв на экран ТНТ»; «Создание школьного фотоальбома»;
2022 год – проекты «Создание сайта «Электронная энциклопедия» с помощью Google Sites»; «Школьное телевидение: мой путь развития»;
2023 год – проекты «Цифровой ликбез»; «Альтернативные возможности изучения программирования: платформа Stepik»; «Кубик Рубика: от истории создания к личному успеху», «Решить за 60 секунд».
2. Динамика результатов воспитательной работы за последние 3 года
В 2020 – 2023 гг. в соответствии с общешкольной социокультурной воспитательной программой реализовалась воспитательная программа классного руководителя. Цель воспитательной работы классного руководителя: создание условий для коррекции и развития личностных потенциалов подростков через включение в социокультурные практики.
Воспитательная программа классного руководителя в моей практике представлена двумя векторами:
развитие классного коллектива учащихся, совершенствование личностных сфер обучающихся;
целевая программа работы с родителями и сотрудничество с педагогами-предметниками.
Используя инструментарий новых современных технологий, интерес подростков к IT-технологиям, ставлю конкретные задачи, помогающие достигать поставленной цели.
1. Активно использую и обучаю работе с современным видеоредактором Movavi Video Editior. Воспитание чувств сопричастности к малой Родине стало смыслом работы над видеофильмом «Моя малая Родина – Карпинск», что важно в контексте современной социальной политики.
2. Развитие информационной культуры ребят класса, мотивации к учению, ответственности за результат являются моими задачами при организации просмотра фильмов с классом «КЛАССный фильм» в модели школьного мини-кинозала с последующим обсуждением просмотренного.
3. Ответственность за общий результат и качество образования в целом формирую, когда погружаю класс в общее дело: квиз «МозгоПати», «Фестиваль красок Холли», что является интересным, близким и актуальным для современного подростка.
4. Компьютерные приложения и программы, например, фоторедактор Movavi Photo Editior, помогают в системе развития классного самоуправления, повышения мотивации к творческой внеурочной деятельности (например, создание поздравительных открыток, флайеров, оформление к новому году рекреации центра «Точка Роста», роспись стеклянных стен меловыми маркерами и др.).
5. Живое, часто дискуссионное общение наряду с виртуальной реальностью «Дня открытых дверей» становится условием профориентационной работы, когда формируются или корректируются мировоззренческие позиции подростков как полноправных членов гражданского общества (экскурсии в КМТ, КМЗ, КЭМЗ).
Федеральная программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» стала основой по формированию и развитию таких социально значимых качеств, как толерантность, умение оценивать себя и адекватно оценивать события, факты, поступки, сверстников.
Сотрудничество с родителями (законными представителями) по актуальным проблемам образования и воспитания обучающихся стараюсь организовать в различных форматах: круглого стола, родительско-ученических отчетных собраний с просмотром видеороликов, созданных совместно с детьми, совместных внеклассных мероприятий (квиз «МозгоПати: назад в школу»).
Оперативность взаимодействия с родителями (законными представителями) обеспечивается мессенджером VK, Сферум.
Системность и многообразие воспитательных мероприятий представлено таблицей-матрицей (приложение)
Результат — самоопределение по окончании 9 класса: 60% обучающихся класса продолжили обучение в школе,
30 % выпускников сделали осознанный профессиональный выбор, связав свое будущее с обучением в средних профессиональных учебных заведениях: 20 % из 30% выбрали технический профиль, где востребованы умения ИКТ.
3. Опыт применения инноваций в образовании (приложение)
С 2021 года в рамках функционирования Центра образования «Точка роста» был введен новый элективный учебный курс «Робототехника» для обучающихся 7-9 классов. Образовательная робототехника – это новое междисциплинарное направление обучения школьников, интегрирующее знания о физике, мехатронике, технологии, математике, кибернетике и ИКТ. Особенностью обучения робототехнике является использование образовательных конструкторов. Обучение по курсу строится по принципу модульного:
1 модуль – с использованием набора конструктора Lego EV3;
2 модуль — с использованием набора конструктора VeX IQ;
3 модуль — с использованием набора конструктора Applied Robotics.
Основной формой занятий является групповая работа в мини-группах по 2 человека (с условным разделением на конструктора и программиста). Эту форму легко реализовать в условиях мобильного кабинета Точки роста, тем более когда обучающийся может выбрать один из двух путей решения задачи: сборка робота по готовой инструкции, что развивает логику технологического процесса, и техническое творчество.
С 2023 года участники Федеральной образовательной программы «Код будущего», которая помогает школьникам освоить современные языки программирования.
Результат:
2022 год – призеры окружных соревнований по робототехнике и 3D-моделированию «RoboStars — 2022», направление «РобоЭкспонат».
Социокультурный проект «Школьное телевидение». С 2019 года проект развивается в рамках партнерского взаимодействия программы поддержки школьного телевидения, при поддержке фонда президентских грантов (г. Петрозаводск).
Результат:
2019 – 2021 гг. – участие в межрегиональной стажировке в телестудии «После школы» (г. Петрозаводск);
2021 г. – обучение команды школьного ТВ по программе образовательного тура областного фестиваля короткометражного юмористического кино «Че? Кино!», (г. Екатеринбург).
За время реализации проекта «Школьное телевидение» создано более трехсот видеороликов и новостных выпусков,
среднее количество просмотров в сети – более двухсот тысяч.
Выпускники Школьного телевидения продолжают обучение в высших учебных заведениях, связанных с медиатехнологиями и коммуникациями:
П.Вера, выпускница 2022 года и участница стажировки в Петрозаводске – студентка УрФУ, по направлению «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии»,
И.Екатерина – студентка УрФУ, по направлению «Журналистика» и др.
Инновацией можно считать системное участие учителя в онлайн акциях, веб-конференциях, тематических диктантах и других современных формах развития и передачи знания:
«Технологический диктант»;
«Большой этнографический диктант»;
«Диктант Победы» и др.
Распространение педагогического опыта происходит постоянно в ходе профессионального общения с коллегами: