Метод кейса
Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач, поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий.
Кейс (от англ. «сase» — случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций — это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов).
Данная технология предназначена для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; возможно получение множественных вариантов решений. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.
Применение данной технологии на уроках русского языка объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них. Кейс-метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развивать творческий потенциал.
В кейс-технологии разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы (часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.
В данной работе использован методситуационно-ролевой игры.
Вид – печатный кейс.
Тип и функция: аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов).
2 уровень сложности (есть практическая ситуация, нужно найти её решение).
Задание:
Алексея попросили написать отзыв о товарище Александре, чтобы помочь ему поступить в секцию бокса. Прочитайте отзыв Алексея. Как вы думаете, возьмут ли Сашу с такой характеристикой? Почему? Грамотно ли составлен текст? Как бы вы написали отзыв?
Саша учится в пятом классе нашей школы. Он здорово учится, успевает по всем предметам и добросовестно относится к поручениям. Он участвует в спортивной работе. Саша очень любит драться, даже в школе. Он всегда первый зачинщик. Саша смелый, он не боится даже старшеклассников и часто их задирает. Он хороший друг.
Задание:
Сережа плохо вёл себя на перемене, поэтому учитель сказала написать объяснительную. Мальчик написал, но его заставили переписывать. Почему? Уместны ли выбранные им фразеологизмы? Как бы объяснительную написали Вы?
На перемене я хотел съесть шоколадку, но не хотел делиться с ребятами. Тогда Ваня забрал мой портфель и спрятал куда-то. Он стал водить меня за нос по всему кабинету. Другие ребята знали, где мой портфель, но они обиделись и воды в рот набрали. Я тоже перестал с ними разговаривать, и между нами пробежала черная кошка. Я долго искал портфель и нашёл его за шкафом, порванный и грязный. Я был в воду опущенный, а Ваня смеялся, поэтому я ударил его, а он потерял голову.